Предмет : русский язык Класс : 2

Тема : Правописание суффиксов -ЁНОК -, - ОНОК -. Программа «Начальная школа 21 века»

Время реализации занятия : 45 мин.

Цели:

  • Ознакомить с правописанием суффиксов -онок-, -енок-; учить образовывать новые слова с помощью суффиксов и правильно их писать.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

  • формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы -онок-, -енок- .
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  • способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Проблемный вопрос: Разбирая написание слов «бельчонок, перед детьми встает проблема, когда пишется суффикс -онок-, а когда -енок- . В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом;

Форма урока: урок-исследование;

Формы обучения:

самостоятельная работа

парная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Методы:

Частично - поисковые

Проблемно - сообщающие

План урока:

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент.

Чистописание.

Стадия вызова. Приём «Кластер».

Идет составление кластера (корзины идей) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о суффиксе?».

Стадия осмысления. Прием «Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

А - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Решение проблемного вопроса.

Прием «Мозговой штурм». Парная работа.

Физминутка.

Составление алгоритма.

Закрепление изложенного материала

Физминутка. Зарядка для глаз.

Самостоятельная работа.

Итог урока. Рефлексия.

На данном этапе используются такой прием, как синквейн - творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА :

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У . Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Минута чистописания . (Слайды №3,4)

Снова к нам Смешарики вернулись,

С ними будем тему изучать.

Чтобы на уроке не заснули-

Упражненья будем выполнять!

У. - Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?

У. - Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

На слайде

У. - Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?

Какое слово лишнее?

У. - Каким способом образованы новые слова?

Д. - Слова образованы суффиксальным способом.

У. - Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. - Суффикс - к-.

У. - На что он указывает?

Д. - Суффикс -к- придает слову уменьшительно-ласкательное значение.

У. - Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Стадия вызова. (слайд № 5)

У. - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. - О суффиксе.

У. - Давайте вспомним все об этой части слова.

Стадия осмысления.

Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Прием «Лови ошибку»

(Слайды №6-9)

Леонидавна или Леонидовна

Ильинична или «Ильинишна»,

Д. - Суффикс -ичн- образует отчества. Говорим «Ильинишна», а пишем «Ильинична»

Людочка или Людачка

Д. - Пишем суффикс -очк-, нет суффикса -ачк-.

Бельчонок или бельченок

Разбирая слова перед детьми встает проблема.

Д. - Здесь суффикс -онок- .

Д. - А может -ёнок-? При произношении слышу гласную ё.

Д. - А [ч] всегда мягкая, может ей не надо показатель мягкости?

Д. - может есть и суффикс -онок-, и суффикс -ёнок-?

У. - А, по-моему, мы ответить на этот вопрос не можем. Может это новая тема урока?

У. - Определите тему нашего урока .

Д. - Мы знакомимся с новыми суффиксами.

У. - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Д. - Узнать, есть ли суффикс -онок-, и суффикс -ёнок-, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.

Д. - Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -онок-и -ёнок-.

У. - Как мы можем узнать об этом?

У. - Какой путь вы выбираете?

Д. - Вывести самим.

У. - Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Д. - Внимательно, усердно, сосредоточенно.

Решение проблемного вопроса (слайд № 10-11)

Прием «Мозговой штурм». Парная работа

У. - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -онок-, а когда суффикс -ёнок-.

(Ребята работают в парах.

Сравни пары слов и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -онок- , а когда суффикс -ёнок-.

лосёнок бельчонок

тигрёнок волчонок

гусёнок мышонок

львёнок скворчонок

После работы дети представляют свои выводы. Они доказывают, что есть два суффикса -онок-и -ёнок и рассказывают об их написании.

У. - Обратимся к научному источнику. Откройте тайны языка на странице 110. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

У. - Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным?

Д. - бельчонок-онок-, потому что корень заканчивается на «ч». А после «ч» пишется суффикс -онок -.

5. Физминутка.

6. Составление алгоритма. (слайд № 12)

У. - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

У. - Какие этапы работы вы предлагаете?

Д. - Сначала мы должны выделить корень.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс -онок-, а если мягкие согласные, кроме ч, будем писать суффикс -ёнок-.

Д. - Мы сделали алгоритм проще в последней части.

Если это будет твердый согласный или шипящие ш, ж, ч, то будем писать суффикс

Онок-, в остальных случаях пишется суффикс -ёнок-.

У. - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9)

Что заметили?

Д. - На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

У. - Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

7. Закрепление. (слайд № 13-14)

Выполнение учащимися различных заданий.

8. Физминутка.

Зарядка для глаз. (Слайд №15-16)

9. Самостоятельная работа. (Слайд №17)

10. Закрепление темы (слайд № 18-19)

11. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -онок-,-ёнок-?

Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим?

Прием «Написание синквейна»

У. - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. (Слайд №20)

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

На доске во время проверки дописываются придуманные детьми слова, выражения.

Написание синквейна детьми.

1. Суффикс.

2. Маленький, ласковый.

3. Запомнить, выучить, понять.

4. После твердых согласных или шипящих пишется суффикс -онок-.

5. Добренький.

12. Домашнее задание. Оценки за урок.

Дополнительно к уроку можно распечатать раскраску Смешарика или показать мультфильм.

http://LearningApps.org/388874 можно использовать электронный тренажер

Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.

Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.

Скачать презентацию

Примеры суффиксов

«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.

«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.

«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.

«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.

Всего в теме 13 презентаций

Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, - 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно - при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово "лисенок", содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.

Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • козленок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.

Употребление

Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

Однако обозначение названий детенышей животных - не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

Например.

Исходное слово

Слова с суффиксом -енок - примеры слов

Лексическое значение нового слова

детеныш кота

детеныш лисы

зайчонок

детеныш зайца

бельчонок

детеныш белки

пастушонок

представитель профессии «пастух» детского возраста

батрачонок

представитель профессии «батрак» детского возраста либо в пренебрежительном значении

китайчонок

ребенок, имеющий национальную принадлежность «китаец»

емкость, имеющая меньший размер в отношении к исходному понятию


Названия животных с употреблением другой парадигмы слова

Словообразовательный суффикс -онок/-енок может употребляться для образования не всех названий детенышей животных. Например, существуют названия животных, для обозначения названий которых используется другая парадигма слова.

Например.


Примеры названий животных, для образования которых нельзя использовать суффиксы -онок/-енок

Существуют названия животных, для обозначения детенышей которых нельзя использовать суффиксальный способ словообразования.

Например:

жираф - детеныш жирафа, бегемот - детеныш бегемота.

Не существует четкого правила, регламентирующего употребление или неупотребление данных суффиксов с конкретным словом. Основная причина здесь историческая. Поэтому такие слова следует просто запомнить, чтобы не допускать в дальнейшем ошибки в словообразовании.

Правила образования слов при помощи суффикса -е (о)нок

Чтобы определить, какое слово с суффиксом -енок или с суффиксом -онок следует написать в том или ином случае, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Слова с суффиксом -онок- пишутся:

В словах-названиях животных, основа которых заканчивается на шипящий, под ударением:

медведь - медвеж´онок

мышь - мыш´онок

еж - еж´онок

лягушка - лягуш´онок

Слова с суффиксом -енок пишутся:

В словах с основой на мягкий согласный (за исключением [ч`]):

Образование слов с суффиксами -онок/-енок

Чтобы составить слова с суффиксом -енок, необходимо отделить основу слова и, руководствуясь правилами образования новых слов, присоединить к ней нужный суффикс. Таким образом, схема образования новой словоформы выглядит так:

основа слова + суффикс -е (о) нок + окончание (при необходимости)

Исходное слово

Словообразовательная основа

Конечное слово

Выбор суффикса

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [в`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа конечного слова оканчивается на мягкий не шипящий [с`] - словообразовательный суффикс -енок.

Основа оканчивается на шипящий [ш] - словообразовательный суффикс -онок.

батрачонок

Основа оканчивается на шипящий [ч] - словообразовательный суффикс -онок.

Особое внимание при образовании новых слов следует обратить на чередование согласных букв в исходном и конечном слове.

Слова с суффиксом -енок: примеры слов с чередованием согласных в основе

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях при образовании слов с данными аффиксами происходит чередование согласных звуков на морфемном шве. Так, чередуются:

1) Заднеязычные/шипящие: кролик - крольчонок, волк - волчонок.

2) Д/ж, д’/ж: медведь - медвежонок.

3) Парные твердые согласные/парные мягкие: лиса - лис`енок, кот - кот`енок.

Алгоритм образования новых слов при помощи суффиксов -енок/-онок

Таким образом, для правильного написания слова, необходимо соблюдать следующую последовательность:

1) Выделяем основу исходного слова.

2) Определяем, на что оканчивается основа (какой согласный звук стоит перед суффиксом):

  • на шипящий - пишем суффикс -онок;
  • на мягкий не шипящий или [ч`] - пишем суффикс -енок.

Использование суффиксов -онок/-енок для образования слов, не обозначающих названия детенышей животных

В некоторых случаях данные суффиксы используются для образования слов, не обозначающих название детеныша животного.

В таких ситуациях данный суффикс может указывать на представителя определенной нации, социальной прослойки, профессиональну. принадлежность.

Однако, употребляя слово с данным аффиксом в конкретной речевой ситуации, следует помнить о некотором пренебрежительном значении, которое придает данная морфема.

Например:

  • пастух - пастушонок;
  • человек - ребенок;
  • повар - поваренок;
  • цыган - цыганенок;
  • зверь - зверенок;
  • китаец - китайчонок.

При выборе написания -е- или -о- в суффиксе для данного типа слов используется то же правило.

Склонение существительных с суффиксами -онок/-енок

Образуя от исходного слова при помощи присоединения к основе данного аффикса, мы получаем слово с суффиксом -енок и нулевым окончанием, либо ту же словоформу с суффиксом -онок.

Например:

  • слон - слоненок □;
  • кот - котенок □;
  • галка - галчонок □;
  • батрак - батрачонок □.

При склонении имен существительных, образованных при помощи данных суффиксов, происходит выпадение гласной «о».

Например:

бельчонок - бельчонка, ежонок - ежонка, дьяволенок - дьяволенка.

Иногда при образовании существительных происходит и выпадение корневой гласной, таким образом мы получаем слово, отличное по звуковом составу основы от исходного слова.

Например:

  • лев, но: львенок;
  • орел, но: орленок.

Образование множественного числа существительных с суффиксами -енок/-онок

При образовании множественного числа существительных, данный аффикс во множественном числе заменяется на -ат/-ят.

Например:

  • лев - львенок - Но: львята, львят;
  • мамонт - мамонтенок - Но: мамонтята, мамонтят;
  • еж - ежонок - Но: ежата, ежат;
  • кролик - крольчонок - Но: крольчата, крольчат.

При склонении слов во множественном числе после -ат/-ят употребляется окончание соответствующего падежа.

Например:

Данное правило применяется только к словам, обозначающим названия детенышей, а также к словам опенок (опята, опят) и масленок (маслята, маслят). На другие слова с данным суффиксом это правило не распространяется.

Сравните:

бочка - бочонок - Но: бочонки, бочонков.

Таким образом, правило употребления суффиксов -онок/-енок несложны. Единственная проблема может возникнуть с запоминанием слов, неподдающихся словообразовательным правилам.

Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.

Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.

Скачать презентацию

Примеры суффиксов

«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.

«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.

«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.

«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.

Всего в теме 13 презентаций

Образовательная цель: учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК - , - ЕНОК- .

Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об уменьшительно-ласкательных суффиксах) .
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк) .
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты) .
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор) .
- Назови одним словом. (Овощи) .
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша) .
-Назови одним словом. (Имена) .
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково) .

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.

Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.

3. Формирование новых понятий.

Работа на доске и на карточке.

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2 .

Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ .
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ) .

Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ (не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ) .
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.

Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ) .
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ) .
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.

Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3 .
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4 .
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр) .
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК ).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных ). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.



Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5 .
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6 .
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7 .
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8 .
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9 .
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10 .
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК ).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК ? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК ? (После мягкого согласного.)

4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.

Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.

У ______________________высокий рост.

У ______________________ пушистый хвост.

У ______________________ крепкие рожки.

У ______________________ тонкие ножки.

У _______________________ толстые губы,

А у ______________________ крепкие зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок: (Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК) .
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).

5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.

Слайды №13-14 .
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК ).

6. Игра для самых внимательных ребят.

(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).

7. Рефлексия.

Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК , ЕНОК ).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).

Список использованной литературы.

1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.