Задолго до появления европейцев Австралия была заселена аборигенами, чьё происхождение настолько уникально, что исследователи относят их к отдельной австралоидной расе. Первые белые колонисты стали называть их общим для того времени понятием «бушмен», от английского «лесной человек». Австралийские бушмены темнокожи и наделены крупными чертами лица, но не являются близкими родственниками бушменов южноафриканских.

Считается, что потомки современных бушменов прибыли в Австралию около 50000 лет назад с территории юго-восточной Азии. Изначально они селились рядом с источниками пресной воды, которых на континенте не так уж и много. По мере роста населения им приходилось искать новые места для жизни и со временем они заселили весь континент, за исключением наиболее пустынных районов. Климатическое и географическое разнообразие сильно влияло на образ жизни и даже внешность первых австралийцев. Со временем сформировались три основных национальных группы австралийских аборигенов.

Барриноидная группа

Бушмены, заселившие обширные дождевые тропические леса континента, сформировали барриноидную или барринеанскую группу народов. Представители местных племен имеют много общего с меланезийскими народами близлежащих островов. Характерным отличием является низкий рост - взрослый мужчина редко бывает выше 160-ти сантиметров. Для барриноидов характерна очень смуглая кожа, карие глаза и волосы темных оттенков. Растительность на лице выражена слабо. Надбровные дуги и лобная зона небольшие, хотя размер головы больше среднего. Из-за этого лица аборигенов данного типа выглядят слишком узкими и вытянутыми.

Карпентарийская группа

На севере Австралии можно ещё одну группу народов - карпентерийскую. Данным аборигенам присущ практически центральноафриканский черный цвет кожи. Карпентарийцы крупнее барриноидов но, в отличие от последних, редко встречаются в крупных современных городах страны. Чаще всего их поселения располагаются по побережью залива Карпентария. Внешне они так же отличаются от соседей: массивные надбровные дуги, крупные зубы и более развитый волосяной покров по всему телу. Внутри карпентарийской группы антропологами выделяются две подгруппы: западная и восточная. Аборигены западной группы обитают в районе полуострова Арнем-Ленд. Они в среднем выше и стройнее своих соседей. А населяющие полуостров Кейп-Йорк карпентарийцы приземистей и шире. Во многом это объясняется примесью крови соседних групп.

Мюррейская группа

Последняя из крупных групп народов наиболее загадочна. История происхождения всех этнических групп континента полна белых пятен, но мюррейцы вызывают больше всего вопросов. Занимающие южную часть Австралии, эти аборигены внешне более всего походят на европейцев. Их средний рост нередко превышает 160 сантиметров, а оттенок кожи самый светлый среди прочих аборигенов континента. Их волосы чаще всего прямые, растительность на лице и теле ярко выражена. В цветовой палитре волос встречаются оттенки, не обнаруженные у других аборигенов, например красно-коричневый. Крупная голова, средний по ширине и наклону лоб и широкая челюсть, в совокупности с характерной продолговатой формой лица, делают данных бушменов разительно непохожими на прочих. Но самой выдающейся их особенностью является макродонтия. Увеличенный размер передних зубов, по миру встречающийся не чаще, чем у 12 процентов людей, у мюррейцев является поголовным признаком. До сих пор не существует единого мнения, с чем же связаны подобные особенности.

Прочие этнические группы

Племена «Красного Центра»

Центральный регион Австралии - Красный Центр - наиболее суровый и наименее изученный из всех. До сих пор австралийцы-европиоиды крайне редко посещают эти места. А антропологический анализ местного населения скорее только начался. Местные племена даже не отнесены ни к одной этнической группе из-за недостаточного количества исследований. Местные бушмены напоминают смесь других групп, за исключением одной важной особенности. Только здесь на континенте встречаются светловолосые аборигены. Чаще всего светлые волосы можно наблюдать у местных женщин. В среднем, у мужчин они темнее. Также местные бушмены обладают массивным носом и крепким телосложением. У большинства хорошо развита грудная клетка, а средний рост можно считать самым большим среди аборигенов Австралии.

Западные племена

Обитатели западного побережья малочисленны, а их изолированное положение внесло коррективы в их антропологический тип. Ярко выраженные надбровья и низкое расположение носа делает их лицо более широким, что не характерно для австралийских бушменов.

Островные народы

Вне континента, в австралийской части Океании, обитают папуасы и меланезийцы. Чаще всего племена меланезийцев разобщены из-за своего островного расположения. Несмотря на численность в несколько сотен тысяч человек, среди меланезийских племен в ходу более четырехсот языков. Аборигены Меланезии - еще одни обладатели светлых волос. Количество блондинов среди них доходит до 10 процентов. Последние исследования показали, что за светлы оттенок волос у меланезийцев отвечает совершенно иной генетический механизм, нежели у европейцев или жителей центральной Австралии.

Папуасы же в целом родственны австралоидному аборигенному населению континента. Но их культура и быт имею свои особенности. К примеру, социальная иерархия в племенах папуасов менее выражена. Зачастую деревня папуасов может представлять из себя длинный (до нескольких сотен метров) общий дом.

Культура и религия аборигенов

До появления европейцев жизнь австралийских бушменов мало чем отличалось от жизни их предков. Предположительно, на территории континента существовало до пятисот крупных племенных объединений. Искусство бушменов в изобилии представлено сохранившимися до наших дней петроглифами, древнейшим из которых около 20000 лет. Аборигены не имели письменности, но обладали хорошо развитой системой законов. Несмотря на наличие вождей, власть в племени принадлежала старейшинам. Вожди выступали скорее военными правителями. Религиозные представления аборигенов дошли до нас в сильно искаженном виде, но обряд кремации умерших начал практиковаться здесь ещё 25000 лет назад, задолго до того, как распространился среди других народов мира. Главными занятиями коренных племен были охота и собирательства. Однако в наиболее плодородных землях вдоль крупнейших рек нередко зарождалось земледелие.

Пришествие белых людей

С момента открытия Австралии для западного мира в 1606 году, европейцы посещали новый континент изредка. Реальное заселение колонистами началось в 1788 году с основанием первой британской колонии - Нового Южного Уэльса. Выстраивание отношений с аборигенами здесь было шаблонным - они постепенно вытеснялись со своих земель. По разным оценкам, до пришествия европейских поселенцев численность австралийских бушменов могла составлять от семисот тысяч до трех миллионов человек. Стычки с колонистами и новые неизвестные болезни в разы сократили эту цифру. Даже в 20-ом веке, аборигены подвергались различным формам апартеида. Наиболее ярким примером служит время «украденного поколения». Начиная с 1909 и вплоть до 70-ых годов дети бушменов и аборигенов Торресова пролива изымались из семей правительством Австралии. Официальным предлогом служила «защита детей». Это погубило многие племена и даже народы. Ярчайшим примером служат тасманийцы, считающиеся сегодня вымершим народом. Таким образом, численность коренного населения к концу 20-ого века была не многим больше четверти миллиона человек.

Австралийские бушмены сегодня

Сегодня ситуация начинает меняться. С каждым годом появляется всё больше законов, защищающих культуру, права и язык коренного населения. Несмотря на большую поддержку государства, лишь около 10-15 процентов аборигенов владеют языками своих предков. В 2000-ых годах запущено множество обучающих программ и телевизионных каналов на аборигенных языках, однако ситуация остается удручающей. Количество сохранившихся наречий сегодня составляет около двухсот, в то время как 300 лет назад оно доходило до пятисот. В австралийских резервациях значительные полномочия федеральным правительством переданы местному самоуправлению. Вопреки относительно низкому уровню жизни, темп роста численности бушменов очень высок. На сегодняшний момент она превысила отметку в полмиллиона человек. Среди них целый ряд известных личностей: художник Альберт Наматьира, писатель, журналист и изобретатель Дэвид Юнайпон, музыкант и певец Джеффри Юнупингу, певица Джессика Маубой и олимпийская чемпионка 2000-ого года бегунья Кэти Фримен.

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

Образцы рукоделия аборигенов

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачены. Среди них и поныне сохраняются традиционные религии .

Типы австралийских аборигенов

  • Мюррейский тип,
  • карпентарийский тип,
  • барринеанский тип.

До появления европейцев

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным, считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад .

Культура

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла, по разным оценкам, от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках .

Хотя австралийские аборигены не имели письменности , они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Их традиционный рацион составляют дикие животные, в том числе насекомые, рыба и моллюски , а также фрукты и коренья . Из дикорастущих злаков ими изготавливались лепёшки, запечённые на углях .

Астрономические и космологические представления

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга .

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звёзд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Колониальный период

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составило 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя их уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются: политический деятель Уджеру Нунуккал , художник Альберт Наматжира , писатель Дэвид Юнайпон , футболист Дэвид Виррпанда , телеведущий Эрни Динго , актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Маубой (смешанного австралийско-тиморского происхождения), певец Джеффри Гуррумул Юнупингу , австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен .

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии , работающее наряду с другим вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за малоупотребительности аборигенных языков, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • 1971 - «Обход » - фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации .
  • 1977 - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира .
  • 1984 - «Там, где мечтают зелёные муравьи » - экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • 1986 - «Данди по прозвищу «Крокодил» » - приключенческая комедия.
  • 1990 - «Куигли в Австралии » - фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • 2002 - «Клетка для кроликов », рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • 2005 - «Предложение» . На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • 2006 - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.
  • 2006 - «Джиндабайн (англ.) русск. », сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • 2009 - «Самсон и Далила» , художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , рассказывающий о современной нелёгкой жизни австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • 2013 - Тропы - фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон , основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • 2013 - «Страна Чарли» (англ. Charlie’s Country ) - драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения Рольфа де Хира (англ.) русск. , посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (актер Дэвид Галпилил (англ.) русск. ), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • 2015 - «Тайная река» - телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам одноимённого романа (англ.) русск. Кейт Гренвилль (англ.) русск. , в основе сюжета которого - столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • 2017 - «Сладостный край» (англ. Сладостный край (англ.) русск. ) - детективная драма австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , в основе сюжета которой - преследование фермеров-аборигенов в 1920-е годы.

См. также

Примечания

  1. ANU.edu.au
  2. от «буш » - типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями
  3. Генетики: австралийцы находились в изоляции 50 000 лет / Новости / Моя Планета
  4. , с. 38.
  5. Natural Human Fertility Авторы: Peter Diggory

Демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

Период завоевания Австралии

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.

Современный образ жизни аборигенов Австралии

С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

Запрос путешествия

Имя * :
Телефон * :
E-mail * :
Количество человек:
Предполагаемые даты поездки:
Количество дней:
Категория отеля: 5* 4* 3*
Перелет: нужен
Город вылета:
Виза: нужна
Трансфер: нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю): нужна
Являюсь постоянным клиентом компании: да
Согласен на обработку персональных
данных в соответствии с

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Познакомиться с образом жизни аборигенов Австралии можно, отправившись на экскурсию в одну из резерваций, где до наших дней коренное население континента сохранило привычный уклад жизни.

    Как живут аборигены Австралии

    Австралия демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

    Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

    Аборигены Австралии
    Период завоевания Австралии


    Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.
    Современный образ жизни аборигенов Австралии

    С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

    Аборигены Австралии


    Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

    Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

    *************************************************************************************************************************

    Аборигены Австралии

    Любой мореплаватель, причаливавший к берегам Австралии, обнаруживал здесь коренных обитателей этих земель - аборигенов, не слишком дружелюбно относившихся к пришельцам. Считается, что Австралия была открыта в 1606 году голландцем Виллемом Янсзоном. Потом её берег исследовали другие голландцы (Х.Браувер, Д.Хартог, А.Тасман и др.), назвав её Новой Голландией. В XVIII веке восточный берег Австралии исследовал отважный английский мореплаватель Джеймс Кук. Затем Мэтью Флиндерс обошёл весь материк и предложил назвать его Австралией (от лат. "australis" - южный). Местное коренное население назвали аборигенами. Бродячие охотники и собиратели, они до XIX века жили первобытнообщинным строем и пользовались каменными орудиями. Наиболее известны племена: курнаи, нариньери, камиларои (юго-восток); каби, вакка (восток); диери, арабана, аранда, варрамунга (центр); ньоль-ньоль, кариера (северо-запад). По современному расовому делению австралийских аборигенов относят к австралоидной расе, распространённой в Австралии, в Южной Азии (ведды, дравиды, кубу и др.) и Океании. Местные австралоиды отличаются от других современных жителей Австралии тёмной кожей, широким носом, толстыми губами, волнистыми волосами и их обильным ростом на лице и теле. Вообще-то, кто хоть раз в жизни видел австралийского аборигена, никогда больше не спутает его, к примеру, с чернокожим африканцем.

    О происхождении местных аборигенов учёные спорят до сих пор. Некоторыми учёными считается, что человек проник сюда около 50000 лет назад из Азии, и с этого момента начало формироваться коренное население здешних мест - аборигены, которые уже на протяжении последних 40 тысяч лет живут без каких-либо изменений. "Приход из Азии" можно оспорить, например, более ранним расколом праконтинета Пангеи или постепенным расхождением Африки, Австралии и восточного "куска" Антарктиды друг от друга. Бесспорно только то, что если бы европейцы не потревожили их первозданного существования, то оно могло бы продолжаться в таком "законсервированном" и самодостаточном виде бесконечно долго. Впрочем, в некоторых местах этого удивительного континента оно продолжается и сейчас, и в первую очередь в пустынном и магическом Аутбеке - сердце аборигенской Австралии.

    Здесь находится знаменитая священная скала Улуру - главная святыня всех аборигенов и одно из самых таинственных мест на австралийском континенте. По местным понятиям, Улуру - это дверь между миром людей и духов. Аборигены убеждены, что эта огромная, состоящая из песчаника, красная скала высотой 348 метров появилась здесь ещё до "Вечного Периода Сновидений" (по мнению учёных: около 6 миллионов лет назад!) - основного культового понятия местного населения. На самом деле, это достаточно вольный перевод. В разных племенах на разных диалектах, количество которых в Австралии доходит до шести тысяч, это понятие может звучать по-разному: нгарунггами, дьюгуба, унзуд, бугари, алдьеринга и так далее. Всё это тем не менее означает одно и то же. Это что-то вроде параллельного нематериального мира духов и мифических предков, существовавшего всегда и заложившего основы поведения человека. Всё находящееся на этой земле наполнено духовной силой, причём оно связанно с человеком в единый родственно-мифологический узел. А скала Улуру, иначе Айерс-Рок или просто Эйрс (как её назвали европейцы), в этой системе мирозданья занимает ключевое место, являясь дверью между мирами. Рядом с ней аборигены веками совершали свои обряды. И сегодня их отношение к Улуру ничуть не изменилось. Ни один абориген не осмеливается подняться на её вершину, так как это считается страшным святотатством, способным навлечь на человека гнев духов или предков, из того самого "Вечного Периода Сновидений". Некоторые загадочные случаи с нечестивыми туристами подтверждают, что во многом аборигены правы. Улуру обладает некой не поддающейся научному пониманию силой. Может быть, поэтому аборигены, обладая этим высшим знанием, и не стремились к прогрессу. Всё, что требовалось им для жизни, было давным-давно изобретено предками и не требовало какого-либо усовершенствования. Для охоты на птиц и кенгуру их предки изобрели копья и бумеранги - главное и единственное техническое открытие аборигенов. Справиться с бумерангом, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, не так-то просто. В этом можно убедиться на собственном опыте.

    В местечке Тжапукай на восточном побережье, недалеко от Кернса, аборигены создали некое подобие традиционного парка, где каждый белый может попробовать себя в обращении с исконным оружием автохтонного населения и, естественно, поближе познакомиться с их фантастической культурой.

    Например, бумеранги бывают двух видов: тяжёлые - для охоты на кенгуру и не возвращающиеся, и лёгкие - для охоты на птиц. Именно последние, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Вот они-то как раз и вызывают наибольший интерес у публики, поскольку, описав хитроумную дугу, возвращаются туда, откуда их бросили. Говоря научным языком, чтобы точно рассчитать траекторию полёта, бумеранг нужно бросить под углом в тридцать градусов к сиюминутно дующему ветру. Только тогда вы сможете понять, куда он полетит. В ином случае, он, конечно же, может вернуться, но полёт его будет абсолютно непредсказуем. Причём, неумелый бросок вполне может привести к удару по собственной голове при возвращении бумеранга. А так как скорость его полёта может достигать до 80 км/час, то последствия этого удара могут быть очень печальными.

    Не менее интересны аборигенские копья, которые бросают не просто держа рукой за древко, а используя принцип рычага. Дополнительное ускорение копью придаётся с помощью специальной палки с крючком на конце. Этот крючок, как раз, и упирается в торцевую часть копья.

    В тжапукайском парке можно увидеть, как аборигены с лёгкостью могут развести огонь с помощью трения. Для них это обычное дело, ведь они на протяжении веков умели жить там, где жить невозможно, добывать воду там, где её, казалось бы, нет вовсе, а пропитание - в таких условиях, в которых белый человек не продержался бы и нескольких дней.

    У аборигенов существуют также свои средства связи и свои особые музыкальные инструменты. Например, это известная всему миру по фильму "Данди, по прозвищу Крокодил" трещотка "балрорер" - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущие звуки, и диджериду, особый музыкальный инструмент, который порой производит неизгладимое впечатление на неподготовленного туриста. Это происходит благодаря его особому завораживающему звучанию. А звучание диджериду придаёт материал, из которого он сделан, - изъеденное термитами эвкалиптовое дерево. Секрет игры на диджериду - в материале, из которого он сделан, и особом круговом, или непрерывном, дыхании исполнителя. Хотя однажды один из аборигенов на глазах удивлённых туристов сыграл классическую мелодию на куске обыкновенной водопроводной трубы. Таким образом получается, что расписанный ритуальными сценами внушительный кусок дерева - это лишь великолепный естественный резонатор, хоть и несущий символическое значение, а весь секрет в особом круговом или непрерывном дыхании, овладеть которым без продолжительных и упорных тренировок невозможно. Тренированные человеческие лёгкие - вот главный инструмент. На протяжении веков все ритуальные танцы и обряды аборигенов сопровождались магическими звуками диджериду, которые как нельзя лучше соответствуют их тотемическому миропониманию. Суть его в том, что человек - неотъемлемая часть Природы и не имеет коренных отличий от других её составляющих.

    Аборигены, действительно, веками существовали в гармонии с природой. Когда капитан Кук причалил к берегам Австралии, количество аборигенов доходило до полумиллиона человек. Сегодня эта цифра гораздо меньше, около 1,5 % от всего населения Австралии. Знакомство с "благами" западной цивилизации не прошло даром, губительно сказавшись на генофонде коренных жителях этого континента. Долгое время их вообще не считали за людей. Как это ни удивительно, но представители одной из древнейших и изолированных цивилизаций планеты получили гражданство на своей земле только в 1967 г., а право на самоуправление - в 1989 году. Естественно, без вмешательства современной цивилизации аборигены могли бы и дальше веками жить так, как они жили всегда. Но вот вопрос, так ли важна эта древность, если завтрашний день ничем не отличается от такого же дня, но только тысячу лет назад? И есть ли в такой убогой, почти животной жизни хоть какой-то смысл? Ответить на этот вопрос мы не берёмся, тем более, что он, порой, встаёт не только перед австралийскими аборигенами.

    В заключение, не лишним будет добавить, что только жители Австралии могли веками наблюдать на небе изумительное и невероятно фантастическое зрелище: огромное Звёздное Облако в созвездии Стрельца, которое является центром нашей галактики - Млечного Пути. Такое зрелище, хоть раз увиденное, запомнится на всю жизнь, а для того, кто увидел его над скалой Улуру, всё рассказываемое о многотысячелетней вере аборигенов в её магическую силу и "Вечный Период Сновидений" станет веским и неоспоримым доказательством неразрывной связи человека с космосом.

    Источник журнал "Вокруг света"