Будущее, где умные машины убивают людей, наступило гораздо раньше, чем думали герои "Терминатора". Сейчас представить воздушные силы современного государства без беспилотников невозможно. До последнего времени гегемоном в области строения и использования БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) были Соединенные Штаты Америки, но, кажется, их лидерству скоро придет конец. А точнее прилетит - на крыльях перспективного российского разведывательно-ударного БПЛА "Дозор-600".

Идеи добавить к разведывательной функции беспилотных летательных объектов еще и задачу уничтожения целей возникали у мировых конструкторов еще на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Например, легендарный Никола Тесла сконструировал небольшой радиоуправляемый планер, способный сбрасывать небольшие бомбы, но его устройство никого в то время не заинтересовало.

Первым серийным ударным БПЛА стал американский "MQ-1 Predator", который в 2001 году в рамках тренировочных полетов удачно поразил требуемые цели. С этого момента необходимость создания подобного вооружения для нужд российской армии стала очевидна.

В 2009 году на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском был представлен публике первый прототип нового российского БПЛА. Масштабный прототип "Дозор-100" совершил показательный полет длительностью всего несколько минут, но разговоры о технических характеристиках нового беспилотника и сравнения с зарубежными аналогами не утихают уже более пяти лет.

Строение корпуса у "Дозора" и его заокеанского коллеги "MQ-1 Predator" схожее, оба они имеют нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем. Размахам крыльев отечественного БПЛА уступает "MQ-1 Predator" почти на треть - 12 метров против 17. Скромность в габаритах прослеживается и в небольшой массе полезной нагрузки и максимальной взлетной массе. На первый взгляд такая компактность кажется недостатком, ведь меньший взлетный вес означает меньше ракет, что для ударного беспилотника является определяющим фактором. Но это только на первый взгляд. Меньшие размеры означают и меньшую заметность для систем обнаружения. Малая взлетная масса, которая теоретически ограничивает тип и количество ракет, может нивелироваться специальными компактными ракетами "воздух-земля" или специальными ПТУР (противотанковыми ракетами). Да и без специальных ракет гипотетически возможна установка, например, четырех ПТУР типа "Штурм" или "Атака", масса которых не превышает пятидесяти килограмм. В свою очередь "Predator" имеет на вооружении две противотанковые ракеты AGM-114 "Хеллфайр", которые неплохо себя зарекомендовали в Ираке и Афганистане.

Интересное, что мощность двигателей на российском и американском БПЛА одинакова и равна 115 лошадиным силам, а это значит, что при меньшей массе и габаритах "Дозор-600" будет чувствовать в небе более комфортно: больше максимальная скорость, выше маневренность. Эти показатели также можно назвать определяющими, ведь помимо потенциального уничтожения цели задачами беспилотника является разведка и обнаружение, а уж тут такая "проворность" остро необходима. Например, в войне НАТО против Югославии в 1999 году уже устаревшие зенитно-ракетные комплексы 9К31 "Стрела-1" югославской армии сбили минимум два "MQ-1 Predator".

Для наблюдения и разведки "Дозор-600" будет располагать целым комплексом устройств: оптико-тепловизионная гиростабилизированная система (видеокамера и тепловизор), РЛС переднего и бокового обзора, фотокамера высокого разрешения со сменными объективами, система целеуказания и автосопровождения. Вообще, список оборудования, которое можно будет установить на "Дозор-600", довольно обширен, так как аппарат может быть использован и в гражданском секторе, например, для съемок очагов пожаров или составления карт труднодоступных мест.

В 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу поручил конструкторам ускорить темпы выполнения работ по перспективному беспилотнику.

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Охотник

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.

Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.

Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.

В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»


Увертюра

Впервые о намерении закупать беспилотники в Израиле в ноябре 2008 года заявил член комитета Госдумы по обороне Михаил Мусатов, сославшись на начальника генштаба Николая Макарова. Впоследствии, однако, эту информацию несколько раз опровергали. В очередной раз весть о том, что российские ВВС намерены купить иностранные беспилотные летательные аппараты, всколыхнула российскую авиационную общественность как раз накануне третьего международного форума "Беспилотные многоцелевые комплексы-2009".

В апреле 2009 г. "Коммерсантъ" сообщил, что министерство обороны России купит у израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI) три комплекса: Bird-Eye 400, I-View MK150 и Searcher II, причем указал, что половина суммы в $50 млн уже перечислена в Израиль. По данным газеты, во время войны в Южной Осетии российская армия в боевых условиях провела испытания нескольких отечественных беспилотников, однако ни один из них не смог полностью выполнить поставленных перед ним задач. По словам генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, российские разработчики не реагируют на нужды войск, и поэтому не должны удивляться закупкам иностранной техники.

Подтвердил это и главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин на пресс-конференции в ходе авиасалона МАКС-2009. Он заявил, что ВВС имеют концепцию применения беспилотных летательных аппаратов и отметил, что решение купить иностранные летательные аппараты возникло, потому что российские разработчики не в состоянии создать аппараты, удовлетворяющие требования ВВС. Правда, все попытки выяснить детали этих документов не привели к успеху - ни один из российских разработчиков БЛА таких требований не видел.

Тем не менее, врио начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин, в своем интервью "Газете" в августе сего года заявил, что "Военно-воздушные силы считают разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами приоритетным направлением развития ВВС и ВС РФ в целом". "На сегодня в стадии завершения находится разработка разведывательно-ударного комплекса с БЛА. В этом году будут проведены государственные испытания малоскоростного БЛА в варианте разведчика и ретранслятора. С 2010 г. планируется начало создания дальнего ударного беспилотного авиационного комплекса, который будет обладать вооружением, сходным с вооружением самолета пятого поколения. В целом комплексы с БЛА будут обеспечивать круглосуточную разведку зоны ответственности того или иного оперативно-стратегического объединения. В перспективе до 40% парка летательных аппаратов ВВС России могут составить беспилотники", - уточнил он.

Может и мы чего не знаем, но все же складывается впечатление, что военные, да и руководство страны в целом, попросту не знакомы с тем, что делается в родном отечестве в области беспилотных летательных аппаратов.

27 мая этого года президент РФ Дмитрий Медведев, например, посетил главный офис группы компаний "Транзас". В ходе визита главу государства сопровождали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полномочный представитель президента по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов. Очевидцы рассказывают, что когда президент увидел беспилотники, созданные этим предприятием, он с удивлением спросил: "А вы и беспилотные аппараты делаете?" Получив утвердительный ответ, он попросил прессу удалиться...

Комплексы "Транзаса": от малого к большому

Собственно говоря, "Транзас" к военному ведомству непосредственного отношения не имеет. Вся его продукция сугубо гражданская. Сегодня в арсенале "Транзаса" несколько комплексов с БЛА "Дозор": "Дозор-50", "Дозор-85" и "Дозор-100". "Дозоры" уже отлично проявил себя при охране государственной границы в Дагестане. Кроме транспортников и пограничников, комплексом заинтересовались ряд гражданских организаций, в том числе службы МЧС, топливо-энергетического комплекса, лесной охраны. Вскоре семейство пополнится еще одним БЛА, самым крупным в семействе, "Дозор-600".

О том, что представляет из себя этот аппарат "АвиаПорт" попросил рассказать главного конструктора БЛА группы компаний "Транзас" Геннадия Трубникова:

"По номеру разработки "Дозор-600" имеет заводской номер Д-3. Это в хронологическом порядке. Мы начали работу над ним пару лет назад. Но дело в том, что построить такой, казалось бы, маленький самолет не просто. Нужно поднять в воздух прототип, испытать новое расположение двигательной установки. Поэтому мы подошли к аппарату такой размерности только теперь, хотя потребность в нем, безусловно, есть.

Первая наша модель ассоциировалась, в первую очередь, с вариантом летающего фотоаппарата. Она решала функции доставки отложенной информации. То есть информация архивируется на борту. Аппарат "Дозор-5" (коммерческое название "Дозор-100") - это как раз тот аппарат, который является основой тактического звена. Он может находиться в воздухе до 8 часов, что позволяет решать задачи на всей глубине соприкосновения. В гражданской сфере это контроль протяженных объектов: государственная граница, морские и железнодорожные пути, трубопроводы, борьба с незаконными врезками, обнаружение лесных пожаров.

Именно этот аппарат и послужил прототипом "Дозора-600". Он дал нам принципиальный ответ о работе систем аппарата, о том, как ведет себя аппарат на различных режимах, на взлете и посадке.

Делали мы "Дозор-600", к сожалению, без определенного заказа, по инициативной программе, которую утвердили на совете директоров. Мы ясно сознавали, что кроме нас БЛА такого размера занимается концерн "Вега" с вариантом БЛА для "Проходчика", но считали, что те возможности, которыми располагает "Транзас", позволят создать комплекс не только не хуже, но может быть и лучше.

Если посмотреть российские публикации по беспилотникам, в них частенько проскальзывала мысль, что в российской действительности нужен беспилотник, похожий на американский Predator. "Дозор-600" - это наш Predator. Время позволило нам сделать Predator меньшего размера. За те годы, которые Россия не участвовала в разработке БЛА, минимизировалась аппаратура, она стала меньше, она стала легче, и мы можем выполнять приблизительно те же функции в меньшем размере. В принципе, это мы и показывали на МАКС-2009. При этом наш аппарат при использовании такого же двигателя как и на Predator, почти вдвое легче. Поэтому нам еще есть куда расти: и по габаритам, и по весам, и по полезной нагрузке. Продолжительность полета в штатном варианте без дополнительного бака составляет 24 часа, а с дополнительным баком мы спокойно достигаем, пока по расчетам, продолжительности полета 32 часа. Это уже серьезный задел.

Аппарат может поднимать 120 кг полезной нагрузки. При этом у нас есть отсек переменного груза, в который мы можем взять еще 100 кг, если использовать аппарат с неполной заправкой. Я не думаю, что нам надо лететь с такой нагрузкой 30 часов. Если взять топлива на 4-6 часов полета, то есть в оперативной дальности, то мы можем поднять 240 кг груза.

Испытания "Дозора-600" мы планируем начать в первой половине 2010 г. Здесь не надо спешить, потому что создание экспериментального образца должно идти ступенька за ступенькой. Нужна некоторая модернизация системы управления, которую мы перенесем из прототипа, из "сотки". У нас прекрасный автопилот, которым мы, безусловно, воспользуемся как основным средством автоматического управления. Мы разработаем свою собственную инерциальную систему навигации как пространственный блок ориентации и выработки сигналов управления в САУ. У нас есть приличный задел по этому направлению.

Попытки покупать такое оборудование на стороне у нас тоже были. Не могу сказать, что они совсем не имели успеха, но все-таки мы пришли к мнению, что легче разработать свое, чем дорабатывать чужое. Во-первых, уровень нашей компании позволил сделать средства автоматического управления другого уровня. Это конечно субъективное мнение, но система управления у нас сделана на очень высоком уровне. Мы можем смело сказать - это наше, и оно не хуже, а может быть даже лучше того, что мы знаем.

Надпись "Кронштадт" на правом борту аппарата означает, что мы разрабатываем эту систему совместно с предприятием "Кронштадт". Такая совместная разработка прокладывает нам дорогу в область военного применения. Притом не "Транзасу", поскольку мы непосредственно не занимаемся поставкой военного оборудования, а как раз "Кронштадту", который может, используя нашу гражданскую разработку, доработать ее для военного применения.

Длительное время ВВС РФ мало интересовались разработками, которые велись в стране. Пионерами в этой области стали авиация погранвойск и ФСБ. Они первыми проявили серьезный интерес к БЛА и попробовали применять их на деле.

В СССР тоже были беспилотные летательные аппараты, туполевские "Стрижи" и "Рейсы", но они решали другие задачи. Это были практически прямолинейно летающие беспилотники, которые решали задачу контроля обстановки после нанесения удара. Для того чтобы посмотреть, а осталось ли там ПВО. В свое время эти аппараты поставленные задачи выполняли. Затем появилась "Пчела", потом все остальные. Хоть какое-то, но развитие. Государству было не до этого, но хорошо, что процесс не остановился вообще. Поэтому сейчас мы можем сказать, что догонять трудно, но можно. И догонять надо, иначе мы будем покупать чужие изделия. Логика простая - не кормишь свою армию, будешь кормить чужую, не делаешь сам - будешь покупать.

Сегодня мы стоим на пороге широкого применения БЛА, идет осознание возможности и перспектив применения беспилотных систем. Зачастую мы привыкли закрываться плакатами, что мы спасаем человека, посылая на опасные задания беспилотники. Но я думаю, что это не главное. В условиях бизнеса главное - простая экономическая выгода. Применение БЛА несравненно выгоднее применения, для решения аналогичных задач, пилотируемой авиации. Кроме того, "экипаж" БЛА не знает усталости, для него нет понятия дня и ночи.

БЛА способен обеспечить то, чего нельзя сделать в пилотируемой авиации. Например, при контроле трубопроводов вертолеты летают вдоль трубопроводов практически без остановок. Наблюдатель видит каждый участок трубы секунды. А если он чуть отвлекся, что-то может и ускользнуть. Нет объективного контроля, нет архивации данных. А регулярные полеты БЛА позволяют получить объективную картинку, архивировать данные, сравнивать с предыдущими данными, видеть изменения. Наше программное обеспечение позволяет сравнивать полученную информацию и обнаруживать произошедшие изменения. Чтобы повысить эффективность такой системы, нам пришлось разработать средства передачи данных с борта. Сегодня мы можем передавать с борта на расстояние до 50 км в режиме реального времени как видеопоток, так и (впервые в России) фотоизображение. При этом непрерывно, сшивая их в реальном масштабе времени. То есть мы получаем непрерывную цепь фотографий.

Естественно, продажа таких аппаратов сегодня немыслима без соответствующего послепродажного обслуживания. И мы готовы взять на себя сервисное обслуживание выпускаемых аппаратов. Такое обслуживание предусмотрено. По самому аппарату мы даем гарантию на год или 300 летных часов. И потом по дополнительному соглашению готовы производить и сервисное обслуживание. Мы заинтересованы в долгой жизни наших машин, а качество нашего сервисного обслуживания традиционно высокое. У "Транзаса" есть определенный авторитете и на международном, и на российском рынке, и мы не собираемся его ронять.

Отрадно, что большой интерес к нашей технике проявляют иностранные заказчики. Правда решение ВВС России о закупке иностранной техники по нам косвенно тоже бьет. На переговорах, которые мы ведем через "Рособорэкспорт", это приводит к недоразумениям. Время поставит все на свои места".

Конкуренты

Первый полет американского БЛА MQ-1 Predator ("Хищник") состоялся в 1994 г. Стоимость одного аппарата $4,5 млн. Построено 195 БЛА различных моделей. В 2009 г. общий налет беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении американской армии, достиг 0,5 млн часов. В начале 2009 г. на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.

Впервые тактический разведывательный БЛА Searcher II, созданный израильской фирмой IAI, был представлен публике на выставке Singapore Air Show в феврале 1998 г. В июне того же года аппарат был принят на вооружение израильской армии. Экспортировался в Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку, Тайвань. Всего было поставлено 20 станций контроля и 100 аппаратов.

Дозор-3» принадлежит к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. НИР и ОКР по нему шли в инициативном порядке, на основе анализа и исследований тенденций развития рынка и требований потенциальных заказчиков. Первая предварительная информация о комплексе с БЛА была представлена в ходе выставки «Интерполитех» в 2008 году. Сейчас комплекс и сам аппарат находятся на завершающей стадии разработки. Летные испытания намечены на 2010 год.

Размах крыла 12.00 м

Длина 7.00 м

Высота 2.50 м

Масса

максимальная взлетная 640 кг

топлива 160 кг

Тип двигателя

1 ПД Rotax 914

Мощность 1 х 115 ,л.с.

Крейсерская скорость 120-150 км/ч

Практическая дальность 900 км

Продолжительность полета 24 ч

Статический потолок 7500 м

Представленный комплекс обеспечивает поиск, обнаружение и идентификацию объектов в районе или полосе маршрута, а также непрерывное или периодическое слежение за обнаруженными объектами. Таким образом, оптимальной областью применения будет патрулирование сухопутных и морских границ, картографирование, мониторинг объектов и районов, охранные мероприятия.

Проведены экспериментальные исследования в аэродинамической трубе модели с различными вариантами оперения, проведен поиск возможных путей оптимизации аэродинамической компоновочной схемы (в т.ч. носовой части). Данный БЛА выполнен по традиционной для аппаратов типа «Дозор» нормальной аэродинамической схеме с двубалочным фюзеляжем и толкающим винтом, двухкилевым вертикальным оперением и горизонтальным стабилизатором. Для обеспечения транспортировки крыло и хвостовое оперение — съёмные. Аналогичная компоновка применена и в следующем БЛА — «Дозор-4».

Время подготовки к вылету — до 30 мин. Взлет и посадка производятся по-самолетному. При нештатной ситуации предусмотрено использование аварийно-спасательной системы с парашютом и радиобуем.

Ключевым подходом фирм «Кронштадт» и «Транзас» при создании этого и других комплексов стало обеспечение высокого качества получаемой видовой информации. Так, полезная нагрузка БЛА может включать различные наборы оборудования, в т.ч. видеокамеру переднего обзора и видеокамеру бокового обзора с разрешением 752х582 pix, тепловизор среднего диапазона, РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой, автоматическую цифровую фотокамеру высокого разрешения с матрицей 12 Mpix, систему управления целевой нагрузкой и накопители информации. Все виды полезной нагрузки:

Оптико-электронная система на поворотной управляемой платформе ()

Фотокамера высокого разрешения

Лазерный дальномер

Радар поиска цели

Радар с синтезированной апертурой

Груз на внешней подвеске

Система спутниковой радиосвязи

Передача видеоинформации будет происходить в режиме реального времени. Запись и хранение видовой фотоинформации будет производится на бортовые накопители (до 30 час). Обработка и «склейка» фотокарт маршрута в максимальном разрешении возможна после полета с помощью специального ПО. Сообщается, что РЛС с синтезированной апертурой пока находится в стадии разработки («Транзас»). Недавно БЛА прошел испытания с с оптико-тепловизионной головкой Sagem OLOSP-350 (EuroFLIR) с расторвым охлаждаемым тепловизором 3,15 мкм, ТВ-камерой, способной работать в условиях околонулевой освещенности, размещаемой в нижней части носового отсека БЛА.

Комплекс снабжается комбинированной системой управления с режимами автономного управления (по программе) и дистанционного пилотирования (оператор в ПУ). Созданы собственные автопилот (САУ), канал передачи данных, малогабаритная интегральная ИНС и др. подсистемы. Каналы связи обеспечивают дальность действия в режиме реального времени в пределах прямой видимости и неограниченную дальность при использовании спутниковых систем ГЛОНАСС или GPS. Количество точек полетного задания по маршруту может достигать 250. Точность навигации по маршруту — 15-30 м.

«Дозор-600» - российский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который способен при любых метеоусловиях проводить разведку и ликвидировать цели. Впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2009». Производится петербургской компанией «Транзас».

Российский беспилотник «Дозор-600». Фото: Commons.wikimedia.org / Allocer

Технические характеристики:

Размах крыла - 12 м

Длина - 6,7 м

Высота - 2,3 м

Максимальная взлетная масса - 720 кг

Максимальная масса топлива - 240 кг

Масса полезной нагрузки - 210 кг

Тип двигателя - бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый Rotax 914

Мощность двигателя - 115 л.с.

Высота полета - 7000 м

Максимальная скорость - 150 км/ч

Продолжительность полета - 24 ч

Объем полезной нагрузки - 120 кг

Точность навигации - 15-30 м

Время, необходимое для подготовки к вылету - до 60 мин.

Каким вооружением оснащен беспилотник?

На «Дозор-600» могут быть установлены, как ракеты класса «земля-воздух», так и противотанковые ракеты. Их масса не должна превышать 50 кг.

При помощи какой аппаратуры беспилотник проводит разведку?

В зависимости от выполняемой задачи «Дозор-600» может оснащаться различным оборудованием.

Основу полезной нагрузки составляют три системы:

Радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой),

Оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор),

Фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами).

Передача данных осуществляется при помощи спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. Эксплуатацию аппарата обеспечивает персонал из четырех человек.

Можно ли использовать «Дозор-600» в мирных целях?

Да, можно. Аппарат аппарат можно использовать для съемок очагов пожаров, мониторинга границы, создания топографических карт и т.д.