Кризис в отношениях с Украиной, временный конфликт с Турцией и артефакты Византии. Все это так или иначе связано с проектом “Турецкий поток”. Сегодня, 23 июня, на борту крупнейшего в мире строительного судна Pioneering Spiri под Анапой началась укладка его глубоководной части. Символический старт дал ей президент Владимир Путин, после этого по телефону поздравивший со стыковкой мелководной и глубоководной частей турецкого коллегу Реджепа Эрдогана.

«Обзор» разобрался в секретах газопровода, связывающего Краснодарский край с Турцией, а затем и всей Европой, и нашел достоверные ответы на самые распространенные вопросы о «Турецком потоке».

Схема "Турецкого потока"

turkstream.info

Где он начинается и где заканчивается?

«Турецкий поток» будет состоять из параллельных ниток газопровода, проложенных на протяжении 930 км по дну Черного моря. Он начинается от компрессорной станции «Русская» под Анапой и по дну идет на юго-запад до небольшого населенного пункта Кыйыкей и городка Люлебургаз в Турции. 230 км газопровода проходят по территориальным водам России, далее около 700 км – в исключительной экономической зоне Турции.

Запланированная пропуская способность каждой нити газопровода 15,75 млрд кубометров в год. Первая ветка предназначена для поставки газа в Турцию, а вторая пройдет до турецко-греческой границы, откуда голубое топливо будет поступать в страны Евросоюза. В соответствии с графиком, подача газа запланирована на конец 2019 года.

Какие трубы проложены по дну?

Внешнее покрытие газопровода – трехслойный полипропилен защитит трубы от коррозии. Под слоем полипропилена непосредственно труба из марганцево-углеродистой стали диаметром 81 сантиметр и толщиной почти 4 сантиметра. В прибрежных водах газопровод для дополнительной защиты покроют слоем бетона толщиной 5-8 сантиметров. Трубы для «Турецкого потока» проходят трехступенчатую систему контроля качества на соответствие техническим параметрам.


Договоренности о строительстве международного газопровода ратифицированы на самом высоком уровне

prod-upp-image-read.ft.com

Почему строительство «Турецкого потока» чуть не сорвалось?

В конце 2014 года президент Владимир Путин заявил об отказе России строить «Южный поток» из-за позиции Еврокомиссии по газопроводу. Напомним, что в рамках этого нереализованного проекта газ из Анапы должен был поставляться в болгарскую Варну. Вместо этого магистраль перенаправили в западную Турцию, договоренности об этом достигнуты в феврале 2015 года.

Но уже в ноябре того года из-за сбитого турецкими ВВС российского Су-24 работа по крупным инвестиционным соглашениям между Москвой и Стамбулом была приостановлена, а президент Эрдоган предупредил:«Турция является главным покупателем российского газа, если будет надо, она сможет получать его и из многих других мест. Это стало бы большой потерей для России».

В июле 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о готовности турецкой стороны к возобновлению переговоров о строительстве газопровода, в октябре заключено межправительственное соглашение по его строительству, которое подписали министры энергетики двух стран в присутствии президентов. 7 мая начато строительство морского участка газопровода.


"Турецкий поток" позволит России прекратить транзит газа в Европу через Украину

novostiukraini.ru

А как Европа получает российский газ сегодня?

В большинство стран Евросоюза отечественный газ поставляется по газопроводу «Северный поток», запущенному в 2012 году. Он связывает по дну Балтийского моря Россию и Германию, в проекте также участвуют Нидерланды и Франция.

При этом часть газа экспортируется по наземной магистрали через Украину, по территории которой проходят газопроводы «Братство», Трансбалканский и «Союз». Через них газ поступает, с одной стороны, в Польшу, Венгрию, Словакию, откуда дальше по Европе, а с другой в Румынию и Турцию. В сумме российский газ преодолевает 3678 км по украинской территории. По мнению российских представителей, устаревшая газовая система Украины представляет угрозу надежности транзита в ЕС, к тому же себестоимость доставки газа по тому же «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем украинский транзит. Поэтому разрабатываются новые пути поставки голубого топлива, а с запуском обоих нитей «Турецкого потока» транзит газа через территорию Украины будет перекрыт.

Безопасен ли газопровод для морских обитателей?

За более чем полвека, прошедших с момента постройки первого морского газопровода, технологии совершили гигантский прорыв вперед и сегодня такие магистрали являются одними из самых безопасных способов транспортировки газа.

Отличительная особенность Черного моря в том, что из-за высокого содержания сероводорода на глубине свыше 200 метров практически отсутствует кислород, поэтому условия на дне непригодны для обитания животных и рыб. При этом газопровод проходит на глубине до 2200 метров. При разработке еще «Южного потока» составлен отчет об оценке воздействия на окружающую среду, в обсуждении которого участвовали общественные организации и жители Анапы.


Производственная линия по строительству морского газопровода «Турецкий поток»

turkstream.info

Что «Турецкий поток» даст Краснодарскому краю?

Как заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, благодаря реализации “Турецкого потока” регион сможет увеличить объемы подачи топлива в Крымский, Темрюкский и Абинский районы, а также Новороссийск и саму Анапу, в окрестностях которой газопровод уходит под море.

– Для жителей этих территорий вопросы газификации достаточно непростые, где-то даже болезненные, и я, надеюсь, мы сможем их решить, – подчеркнул Кондратьев.

Также, считает глава Краснодарского края, запуск «Турецкого потока» придаст импульс развитию соседнего Азовского побережья, в том числе населенным пунктам, расположенным на подъездных путях к строящемуся Крымскому посту, железнодорожную часть которого запустят в один год со второй нитью газопровода.

Правда, что при строительстве газопровода найден морской клад?

Особенность условий черноморского дна способствует сохранению затонувших в нем в разные эпохи артефактов, которые не подвергаются разложению и спустя столетия остаются в отличном состоянии. В ходе исследований Черного моря при проектировании “Турецкого потока” обнаружены фрагменты судна, потерпевшего крушение в период поздней Византийской империи XI–XIV веков.

Маршрут газопровода «Турецкий поток», строительство которого в настоящее время ведётся на участке от России до Турции по дну Чёрного моря, будет изменён: из Турции трубопровод пойдёт не в Грецию, а в Болгарию и далее в Румынию, Венгрию, Австрию, сообщает со ссылкой на турецкую газету Habertürk.


«Внезапные изменения были внесены в предварительно утверждённый маршрут. Согласно этим изменениям, трубопровод не пойдёт в Грецию, а из Турции будет направлен в Болгарию и оттуда далее в Европу», – пишет газета.

Согласно сообщению, «изменения в маршруте газопровода обсуждались в министерстве энергетики Турции, после чего об этом на высоком уровне была уведомлена Болгария, которая в настоящее время уже начала подготовку к реализации проекта».

Информацию подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, добавив, что об этом также знают председатель Евросовета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

В кабинете Юнкера лежит именно такая схема "Турецкого потока",

Сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что российский газ в настоящее время поступает в Турцию через Украину и Болгарию, но с запуском «Турецкого потока» транзит по этим маршрутам будет прекращён.

Чтобы не оставлять трубы пустыми, мы договорились с руководством Турции и с президентом Владимиром Путиным, мы согласовали транзит 10 млрд кубометров газа для Сербии и 1 млрд кубометров для Македонии. К 1 июля 2018 года должен быть готов наш интерконнектор с Турцией объёмом 16 млрд кубометров,

На вопрос, есть ли возможность того, что «Турецкий поток» проследует по маршруту проекта газопровода «Южный поток» и дойдет до Варны, Бойко Борисов ответил:

Мы работаем таким образом, чтобы направить его непосредственно в газовый хаб.

Он пояснил, что «речь идёт не о транзите газа через Болгарию, а о торговле им через газовый хаб под Варной, на который топливо должно будет поступать как от газопровода "Турецкий поток", так и из Румынии, Греции и даже с разрабатываемых пока месторождений на болгарском шельфе Чёрного моря».

Именно там будет осуществляться торговля, и оттуда газ будет поставляться через наши магистрали в Салоники, Скопье, Белград и далее к Венгрии и Австрии,

Уточнил Борисов.

Издание напоминает, что Болгария реализует проект объединения своей газотранспортной сети с сетями соседних стран путём строительства газопроводов-интерконнекторов. Работы по ним находятся в разной степени готовности. Строительство межсистемной газовой связи между Болгарией и Румынией было завершено осенью 2016 года, в 2018 году планируется завершить строительство газопровода между Болгарией и Грецией, а к 2020 году - аналогичный газопровод с Сербией.

В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди , а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас .

Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy ), сообщил «Газпром».

«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос .

Напомним, что «Посейдон» (Poseidon ) — это морская часть проекта ITGI , из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.

В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.

После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell .

Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart , премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.

Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?

— О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов .

— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.

В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.

Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA .

При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».

Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.

«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?

— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.

Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена ​Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года​. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.

Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.

Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.

«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?

— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.

С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.

Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.

«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?

— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…

— «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник .

— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».

«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.

Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.

С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.

На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.

Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.

Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…

“С ЛЕГКОЙ РУКИ”

“ГОЛУБОЙ ПОТОК”: “БОМБА” ПОД ЧЕРНОЕ МОРЕ

Подготовила

Татьяна КРОЛИКОВА

В прошлом году в печати по радио, на телевидении прошла информация о строительстве магистрального газопровода Россия - Турция, часть которого будет проложена по дну Черного моря. Многие в стране восприняли эту идею как совершенно дикую. Обеспокоились и специалисты, особенно нашего региона, который при реализации очередного "проекта века" окажется заложником "голубого потока". Ученые создали инициативную группу,которая провела независимую экспертизу возможных последствий прокладки газопровода по данному маршруту.

В группу вошли геолог-геофизик, ветеран НИПИокеангеофизики, член со-вета Социально-экологического союза За-падного Кавказа и Российского националь-ного совета неправительственных при-родоохранных организаций Черноморского региона В.В. Соловьев, директор КПП “Южморгео ЭКО” В.А. Чаленко, доктор биологических наук, ветеран Института океанологии АН Н.В. Мамаева, архитектор-ландшафтник, ветеран Союза архи-текторов СССР и РФ М.М. Осичева, док-тор технических наук Г.А. Головко. После завершения работы материалы экспер-тизы были в эксклюзивном порядке пре-доставлены редакции нашей газеты.

Выводы, сделанные учеными, настоль-ко тревожны, что мы сочли необходимым познакомить с ними наших читателей. Цель, которую ставили перед собой спе-циалисты, они сформулировали так: "Ос-новной целью было намерение обосно-вать серьезную обеспокоенность веро-ятными экологически негативными и ка-тастрофическими последствиями строи-тельства и эксплуатации технически уникального и опасного газопровода в уни-кальных природных условиях Черного моря, вся толща которого глубже 100 -200 метров заражена сероводородом в смер-тельно опасных концентрациях. Было бы наивным полагать, что имеющиеся на се-годня знания позволяют исчерпывающим образом описать природные и антропо-генные факторы, создающие при их взаи-модействии с газопроводом угрозу ката-строфических последствий для окружа-ющей среды. Эта естественная неопре-деленность научных знаний в сочетании с мировой уникальностью и значимостью Черного моря и технической уникальнос-тью проектируемого сооружения состав-ляют очевидную и непредсказуемую по масштабам опасность газопровода "голу-бой поток” в его морском варианте для всех причерноморских государств, для всех людей,.населяющих его побережье!"

Сначала о самом газопроводе

Его морской участок начинается от урочища Дровяная Щель в пяти километ-рах к юго-востоку от курортного поселка Архипо-Осиповка и примерно в двух ки-лометрах к северо-западу от курорта Инал. Оканчивается морской участок га-зопровода в Турции, в городе Самсун. Проектная протяженность - 396 километ-ров. Из них примерно одиннадцать кило-метров пройдет по российскому шельфу (глубины до ста метров), около 50-60 километров - по континентальному скло-ну (глубины от ста до двухсот метров). Большая часть трассы газопровода пла-нируется в международных водах, 340 ки-лометров. Проектная производитель-ность - 43,8 миллиона кубических мет-ров газа в сутки. Следует особо подчерк-нуть одно обстоятельство, которое тща-тельно скрывается авторами проекта. На протяжении первых 80-90 километров давление газа в трубопроводе будет су-щественно превышать внешнее гидро-статическое.

Что же собой представляет дно Чер-ного моря, по которому планируется про-кладка газопровода? Геологические поро-ды здесь малоустойчивы. Часты подвод-ные оползни. Большая плотность и скорость этих потолков порождает гигантс-кую энергию, достаточную для разруше-ния даже высокопрочных толстостенных труб газопровода. Движения земной коры в полосе при-кавказского континентального склона по-рождают здесь очаги землетрясений силой 8-10 баллов в эпицентре, что достаточно для непосредственного разрушения газо-провода. Сейсмическая же опасность для турецкого шельфа подтверждается про-шлогодними землетрясениями в Турции.

Сероводородная черноморская вода обладает высокой коррозионной активно-стью. Это неизбежно приведет к разру-шению стенок трубопровода. Кроме того, грязекаменные и мутьевые потоки спо-собны создавать обширные промоины под трубопроводом или перекрыть его выпав-шим из потока грунтом.

В той части морского дна, где пред-полагается прокладка газопровода, есть признаки грязевого вулканизма. Что тоже чрезвычайно опасно. Тепловое и механическое воздействие трубопрово-да может спровоцировать разрушение донных грунтов.

Конечно, у специалистов различные мнения насчет частоты и масштабов вышеназванных геологических явлений. Однако реальность их подтверждается многочисленными наблюдениями. В час-тности, гидрографическая служба Черно-морского флота зафиксировала мощные подводные перемещения грунтов в райо-не мыса Идокопас, что привело к обрыву подводного кабеля связи.

Когда чиновник мыслит только о доходах К Беде нас приведет всего скорей! И в наших древних черноморских водах Устроит нам последний день Помпеи!

Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, вопреки широ-ковещательным заявлениям авторов, хозяев и сторонников проекта "Голу-бой поток" о том, что на дне Черного моря прорыв газа исключен, почти 170 километров трубопровода будет нахо-диться под существенным избыточ-ным внутренним давлением. Однако разрушение трубопровода может быть следствием не только природных про-цессов, но и военных действий, воен-ных учений, актов терроризма, нару-шений технологий прокладки и эксплу-атации газопровода, а также случай-ных воздействий при различных рабо-тах на акватории.

Итак, предположим, что на морс-ком шельфе произошел прорыв газо-провода. В водную толщу, а затем а атмосферу произойдет выброс сотен тысяч кубометров сжатого в трубо-проводе газа. Самовозгорание газа очень вероятно из-за электростати-ческих эффектов в облаке водяной пыли над выбросом. Высокую вероят-ность этого подтверждают многочис-ленные случаи самовозгорания и взры-вов газа при извержении грязевых вулканов (в том числе подводных) в Азербайджане, на Керченском и Та-манском полуостровах. Со дна моря будут подняты и перемешаны рыхлые илистые осадки. Это будет похоже на шторм, что признают даже разработ-чики проекта. Ширина шельфа в поло-се прокладки трубопровода - 11 кило-метров, море здесь обитаемо до глу-бины более ста метров, а биота не при-способлена к мощным мутьевым на-грузкам.

Придонные условия и большие ко-личества сжатого газа благоприятны для образования мощных газогидратных пробок. А сероводород в морс-кой воде может сыграть роль катали-затора в этом процессе. В случае массового прорыва газа морские те-чения будут способствовать выносу поднятой сероводородной воды и мути к российскому курортному по-бережью и далее к Крыму. При проры-ве а турецкой части моря пострада-ют не только побережье Турции, но и грузинские берега.

Последствия аварии газопровода на дне Черного моря могут быть и пострашнее приведенных примеров.

Теперь рассмотрим международно-правовой и политический аспекты морского варианта проекта "Голубой поток".

Россия, будучи исторически причерноморским государством, является участницей международных конвенций и соглашений по экологической безо-пасности бассейна Черного моря. В этих документах подчеркивается, что Черноморский бассейн - исключитель-но замкнутый, в котором любое эколо-гически негативное событие затраги-вает интересы всех причерноморских государств и их населения. Поэтому узкоотраслевой подход РАО "Газпром" при создании и осуществлении проекта "Голубой поток" противоречит не только международным обязатель-ствам России, но и ее долгосрочным геополитическим интересам.

Надо сказать, что существуют и другие варианты поставок российско-го газа в Турцию. "Восточный", "запад-ный" и так далее. Они могут быть осу-ществимы с помощью традиционных испытанных и надежных технологий. Это обстоятельство не нашло отра-жения в проекте РАО "Газпром".

Наше побережье - единственный в России субтропический курортный ре-гион. Население его прямо или косвен-но связано с лечебно-оздоровитель-ной деятельностью. И уже сейчас сам проект "Голубой поток", его осуществ-ление и будущая эксплуатация газо-провода через Черное море наносит и будет наносить ущерб южным курор-там страны. Это и потеря привлека-тельности региона, и снижение инте-реса к инвестициям в курортный биз-нес, поскольку "опромышливание" Черноморского побережья России резко повышает риск вложения капитала в легкоранимое курортное дело. Примером служит разлив нефти на термина-ле Шесхарис в 1977 году, практически сорвавший курортный сезон в Кабар-динке и Геленджике.

Сторонники "Голубого потока" обе-щают щедрые компенсации курортно-му региону и его населению за поне-сенные потери и неизбежный риск. связанный с осуществлением проек-та и деятельностью газопровода, вклю-чая аварийные ситуации. В частности, РАО "Газпром" сулит повальную гази-фикацию всех населенных пунктов побережья. Но широкой общественно-сти неизвестны полноценные право-вые документы, подтверждающие и гарантирующие это.

«Голубой поток» - газопровод, который служит для обеспечения поставок газа из России в Турцию. Проходит он по дну Черного моря, тем самым минует другие государства. Сооружение газопровода поспособствовало развитию углеводородного рынка и инфраструктуры Турции.

Историческая справка

В конце 1997 г. главы государств России и Турции подписали соглашение о поставках газа. Согласно документу, предприятие «Газпром» заключило контракт с турецкой организацией «Ботас» на осуществление прямых поставок природного газа в Турцию в объеме 365 миллиардов м 3 в год посредством трубопровода. Обеспечение этого объема должно быть налажено за 25 лет.

В 1999 г. итальянская компания «ЭНИ» и «Газпром» подписали меморандум о совместном взаимодействии и реализации проекта по строительству газопровода. Проект «Голубой поток» начал осуществляться в конце 1999 г., когда эти предприятия провели регистрацию Blue Stream Pipeline Company B.V, которое в данный момент является собственником морской части газопровода. «Газпром» - владелец сухопутной части.

«Голубой поток» (газопровод) был построен уже в июне 2002-го, практически за 9 месяцев.

Запуск газопровода состоялся в 2003-м. Стоимость строительства оценивается в 3,2 миллиарда долларов. В течение года в Турцию было поставлено 2 миллиарда кубометров российского газа.

Газопровод «Голубой поток» на карте

Если рассматривать расположение трубопровода на географической карте, можно разделить его на три части:

  • сухопутная российская;
  • морская;
  • сухопутная турецкая.

Карта «Голубого потока» представлена ниже.

Российская часть газопровода проходит по Ставропольскому краю от г. Изобильного. Далее она следует по территории Краснодарского края от с. Архипо-Осиповки до Черноморского побережья. Длина трубопровода этой части составляет 373 км.

Морская часть проходит в юго-западном направлении, в сторону г. Самсуна, по дну Черного моря. Длина морской части маршрута - 396 км.

Сухопутная турецкая часть газопровода - самый длинный участок (444 км). Она проходит от г. Самсуна в юго-западном направлении к Анкаре.

Технические характеристики

«Голубой поток» - газопровод, длина которого составляет почти 1200 км. Российский сухопутный участок проходит в горах. Морская часть газопровода залегает на глубине почти 2100 км.

Дно Черного моря имеет повышенное содержание сероводорода, поэтому для строительства такая среда считается агрессивной. Это очень затрудняло работу. Для повышения надежности конструкции применялась коррозийно-стойкая сталь и полимерное покрытие при изготовлении труб. Также использовались интеллектуальные вставки.

Для строительства российского участка в горах сооружались специальные тоннели, проходящие под хребтами Безымянный и Кобыла. Такая технология применялась впервые в России. Длина тоннелей - 3,26 км.

Особая роль при строительстве уделялась природоохранным мероприятиям. Так, например, вдоль трассы трубопровода была проведена а также был сохранен реликтовый лес во время строительства тоннелей под хребтами.

Эксплуатация

Поставки газа начались в феврале 2003-го. По контракту «Газпром» должен был поставлять турецкой стороне в 2003 году 2 млрд м 3 природного газа, в 2004-м - уже 4 млрд м 3 . К 2010 году, таким образом, объем поставок должен был быть увеличен до максимальной пропускной способности трубопровода - 16 млрд м 3 .

В действительности объемы поставок были несколько ниже запланированных:

  • 2004 г. - 3,2 млрд м 3 ;
  • 2005 г. - 5 млрд м 3 ;
  • 2006 г. - 7,5 млрд м 3 ;
  • 2007 г. - 9,5 млрд м 3 .

Текущее состояние

По проекту максимальная мощность трубопровода - 16 миллиардов кубометров в год. Покупатель газа, Турция, зачастую запрашивает объемы газа, соответствующие проектной мощности трубопровода. Дело в том, что Иран не всегда выполняет свои обязательства по поставкам в Турцию газа. В этой ситуации идет навстречу деловому партнеру и компенсирует возникшую недостачу российский «Газпром». «Голубой поток» покрывает пиковые периоды спроса на газ в Турции, которые связаны с сезонными похолоданиями.

Перспективы

В данный момент трубопровод имеет 2 ветви. Однако вот уже почти 10 лет как актуальным остается вопрос о строительстве третьей. Проект получил название «Голубой поток-2». Изначально предполагалось, что новая ветка будет построена в период с 2010 по 2015 год. Тем не менее к реализации проекта еще не приступили, он до сих пор находится на рассмотрении.

Планируется, что российский природный газ будет поставляться через Турцию в Израиль и другие ближневосточные страны. Этот проект очень важен для России с экономической точки зрения, поскольку поставки топлива помогут занять ключевые позиции на новом рынке. Турция тоже заинтересована в строительстве нового газопровода, поскольку она будет получать доход от транзита сырья.

Осуществлению такой инициативы мешает политическая ситуация в регионе, поскольку у Израиля пока отсутствует возможность договориться о транзите газа через территорию Сирии и Ливана. Мир охвачен экономическим кризисом, поэтому цены на энергосырье стремительно падают. Затрудняет ситуацию и сегодняшняя политическая ситуация на Ближнем Востоке.

«Голубой поток» - газопровод, являющийся уникальным Его строительство стало новой вехой в истории технологического прогресса. Основная его часть располагается на черноморском дне, на глубине почти 2 км. Такой смелый проект имеет огромное значение для экономики России, поскольку благодаря ему стали возможны поставки природного газа в страны Ближневосточного региона.