Ольга Хромова
Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные»

Программное содержание :

1. Образовательные :

Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой .

Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных их пище ;

Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде (белка, заяц) .

2. Развивающие :

Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.

3. Воспитывающие :

Воспитывать бережное ответственное отношение детей к живой природе .

4. Оздоровительные :

Снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных и пальчиковых упражнений.

Предварительная работа :

Рассматривание картин с изображением диких животных , их следов, жилища;

Чтение произведений о животных ;

Беседы о зиме;

Настольно – печатная игра «Дикие – домашние » .

Оборудование : плакат с изображением диких животных , мяч, карточки с заданиями «Кто что ест?» , «Чей след?» , «Кто где живёт?»

Ход НОД:

Дети входят в зал и садятся на подушечки.

В : - Дети, какое сейчас время года? (Зима) Почему вы так думаете? Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)

Какое сегодня небо? Постоянно серое.

Как изменились зимние краски по сравнению с осенними? (осенью были красные, оранжевые листья; серые деревья, крыши домов. Зимой все покрыто снегом.)

В : По календарю у нас наступил 1-й месяц зимы. Как он называется?

В : Расскажите, как люди готовятся к зиме? (делаем заготовки : маринуем грибы, варим варенье, убираем с огорода овощи, покупаем тёплую одежду)

В : Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. (Дети встают)

В : Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения :

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)

В : С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!

В : Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?

В : Ребята, кого мы можем встретить в лесу? (Зверей фото) Как мы их всех называем? (дикие животные ) Почему мы их называем дикими ? (сами о себе заботятся)

В : Я предлагаю вам поиграть в игру «Один – много» . Давайте встанем в круг, я буду бросать вам мяч и называть диких животных , а вы будете называть, как говорят, если их много.

Медведь – медведей, заяц – зайцев, волк – волков, лиса – лис, белка – белкок, ёж – ежей, барсук – барсуков, олень – оленей, лось – лосей.

В : Молодцы, ребята. Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок) . Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище) фото

В : Для вас звери приготовили задания. Но прежде, чем их выполнить, давайте присядем за столы и разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На лесной лужайке

Разыгрались зайки :

Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями.

Лапками хлопали,

Ножками топали,

Хлопаем в ладоши, притопываем ногами.

Ушками махали,

Прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук.

Выше всех скакали,

Поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку.

Глазками глядели,

Песенку пропели :

«Ля – ля - ля! Ля – ля - ля!

«Ля – ля – ляйки!»

Ах, какие зайки!

Машем руками.

В : Задания звери дали сложное, и чтобы его выполнить, разделимся на группы .

1-я группа соединить следы с дикими животными ; 2-я группа подбирает кто , что ест; 3-я группа найти жилище животных . Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.) (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание)

В : Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. (раздаю карточки, дети проверяют) .Становимся все в круг и выполняем движения под музыку.

Физкультминутка

В : Присаживаемся на подушки. Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка) . А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

В : - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

В : - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных , называется линькой.

В : Я предлагаю вам поиграть в игру : «Закончи предложение»

Заяц летом серый, а зимой.

Медведь летом гуляет, а зимой.

Белка живет в дупле, а лиса б.

Заяц добрый, а волк.

У белки хвост длинный, а у зайца.

Лиса пушистая, а ежик.

В : Молодцы. А теперь подумайте и скажите, хорошо ли живётся животным в лесу зимой . (Ответы детей.)

В :Зимой в лесу животным холодно и голодно . В нашей стране есть такая профессия – лесник. Он помогает животным выживать зимой . Для зайцев, например, он заготавливают осиновые ветки, для лосей – кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки, орешки. (Изображение) .

В : Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :

«Сказка двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

В : Скажите, где мы сегодня побывали? Кого мы там встретили? Как их назвать одним словом? Почему их так называют? Какие задания нам приготовили животные ? Кто такой лесник? Как люди помогают животным зимой ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные Камчатского края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.

Конспект итогового занятия в старшей группе на тему:Дикие и домашние животные. Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Дикие животные нашего края зимой» с использованием НРК Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Задачи: Образовательные: - Формирование представлений о диких.

«Дикие животные». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Задачи: вызывать интерес к окружающему миру; расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида, приспособлении.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные весной» Шарипова Гузяль Раисовна Конспект по развитию речи в старшей группе

Наталия Ишкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности.

Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи» .

Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов »

Подготовила

Воспитатель Ишкова Н. Н.

Воронеж 2016 г.

Цели :

Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные »

Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.

Учить согласовывать прилагательные с существительными

Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование :

Предметные картинки с изображением диких животных , мяч, картинки с изображением детёнышей животных , картинки с силуэтным изображением животных , сюжетная картинка с изображением леса, следы животных , картинки с изображением хвостов диких животных .

Лексический материал :

Предметный (названия диких животных , их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, волчий, барсучий, медвежий, лисий)

Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель загадывает загадки :

По снегу бежит – петляет,

к лету шубку меняет,

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (заяц)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (белка)

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (Волк)

Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)

Воспитатель : Вспомните, о каких животных были загадки ?

Дети : О зайце, волке, белке, лисе, медведе.

В : Какие это животные ?

Д : Дикие .

В : Почему они так называются?

Д : Потому, что живут вдали от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.

В : Какие части тела есть у животных ?

Д : перечисляют части тела животных .

Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных .

Игра «Чей хвост?»

В : Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.

Это хвост белки – он чей?

Это хвост волка, он чей?

Это хвост барсука, он чей?

Воспитатель : Кто услышал, что изменилось в словах?

Дети : Последняя часть слова.

В : А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте : у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.

В : У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных

Игра «Угадай, чей хвост?»

В : Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?

Петя : У меня барсучий хвост.

Вася : У меня лисий хвост ит. д.

В : Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.

Игра «Кто кем был?»

В : Лиса была лисёнком

Д : Медведь был медвежонком

Барсук был барсучонком и т. д.

Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных , они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.

Физминутка.

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамою белкой прыгал бельчонок.

За барсучихой бежал барсучонок.

За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети напиться хотят.

Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.

Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)

Дети стоят в кругу на ковре.

В : Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например : Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете : волчонок – волчий детёныш.

Д : Бельчонок- беличий детёныш

Зайчонок – заячий детёныш и. т. д.

В : Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.

В : Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались . (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты, можно использовать интерактивную доску). Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.

Д : Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.

Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т. д.

В : Чему мы сегодня учились?

Д : Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.

В : Звери в подарок оставили нам свои портреты.

Раздать силуэты с изображением зверей.

В : но их надо раскрасить.

Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?

Петя : Я буду раскрашивать заячий портрет.

В : Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?

Молодцы, вы очень хорошо занимались.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закрепить знания детей о диких животных наших.

Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию дистанционное обучение родителей группы «Капитошки» Дистанционное обучение предполагает рекомендации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: Закрепить знание детей о диких животных; Формировать умения детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку.

Конспект НОД по реализации ОО «Физическая культура» для детей подготовительной группы с ОНР «Дикие животные наших лесов» Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

Конспект ООД в старшей группе ЗПР «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Конспект ООД в старшей группе ЗПР №19 «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких.

Название: Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 51»
Месторасположение: г. Электросталь, Московская область

Конспект НОД
по развитию речи на тему «Дикие животные»
для детей старшей группы с онр 1-й год обучения

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Закрепление знаний детей о диких животных, частях тела, детенышах, о месте проживания. Активизация словаря по данной теме. Практическое употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже без предлогов и существительных единственного числа в творительном падеже без предлога и с предлогом «с». Упражнять детей в подборе слов-признаков к словам-предметам, в составлении предложений.

Развивать речевое дыхание, память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать чуткое отношение к животным, желание помочь.

Оборудование: мольберт, «зашумленный рисунок», диск «Волшебные голоса» (звуки природы для детей), плюшевая игрушка медвежонок, набор графических схем и предметных картинок с изображением диких животных, мяч, губки, зубочистки, листочки с контурными изображениями корма.

Ход НОД:

Воспитатель: — Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

— Зимой очень холодно, зябнут руки, но мы их сейчас согреем. (Дети вдыхают носом, а выдыхают ртом, согревая поднесенные к губам руки). А хотите очутиться в летнем лесу?.. Закройте глазки.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В летний лес мы улетаем.-

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять.

Воспитатель: — Вот мы и оказались в летнем лесу…(на мольберте «зашумленный рисунок», слышится пение птиц).

Кругом разные растения. Давайте понюхаем цветы (дети делают утрированный вдох носом, а потом выдыхают со звуком «а-а»).

Ребята, посмотрите и вспомните:

— Чего в летнем лесу много? (много ягод, много деревьев, много кустов, много гнёзд, много шишек)

— Кого много в летнем лесу? (много птиц, много животных)

Дидактическая игра «Кого я вижу».

Воспитатель: — Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Ребята, сделайте из пальцев бинокли и постарайтесь отыскать притаившихся диких животных.

— Кого вы увидели?

Дети: — Я увидел лису, … зайца, медведя, лося, белку, ежа…

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Какие вы все внимательные, зоркие.

Назовите этих животных одним или двумя словами. (Звери, дикие животные) — Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.)

А теперь давайте вернемся в группу и продолжим разговор о диких животных.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В группу тихо улетаем.-

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять.

Дети открывают глаза и видят медвежонка. Происходит диалог между медвежонком и детьми с помощью воспитателя.

— Ох, устал я спать, все руки затекли.

— Ты что, медвежонок! Какие же у тебя руки это лапы.

— И живот болит, есть хочу.

— Не живот, а брюшко.

— Ребята, а как же у меня называются ногти?

— А лицо?

Воспитатель: — Медвежонок говорит, что проснулся, чтобы отпраздновать свой день рождения, но не может найти всех своих друзей и пришел к детям за помощью.

— А кто твои друзья?

Медвежонок предлагает детям рассмотреть портреты друзей. (Выставляется набор графических схем с изображением диких животных).

— Мы знаем твоих друзей, сейчас дети расскажут о них, а ты скажешь, правы мы или нет.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

Лиса (какая?) – пушистая, рыжая, ловкая…

Заяц (какой?) – трусливый, быстрый, длинноухий, серый или белый… и т.д.

(после описания животного схема заменяется картинкой)

Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот (поочередно все пальцы здороваются с большим, начиная с указ., левая рука)

Спят зимою каждый год (тоже с мизинца)

Волка, зайца, рысь, лису (правая рука)

И зимой найдешь в лесу. /О. И. Крупенчук/

Воспитатель:- Вот поэтому, медвежонок, ты и не можешь найти всех своих друзей.

— Ребята, как мы можем помочь медвежонку? (Дети предлагают варианты и решают отпраздновать день рождение летом, а сейчас разослать приглашение всем животным).

Игра с мячом «С кем придет мама» (на имя кого писать приглашения).

— мама белка придет с бельчонком

— мама медведица — с медвежонком

— мама волчица – с волчонком

— мама зайчиха – с зайчонком

— мама ежиха – с ежонком

— мама лиса – с лисенком

Игра с мячом «Закончи предложение» (куда отправлять приглашения)

Юркнула в дупло (белка).

Залез в берлогу (медведь).

Спряталась в нору (лиса).

Шмыгнул в логово (волк).

Укрылся под кустом (заяц).

Забрался под листья (еж).

Физминутка (Как понесем приглашение)

По тропинке мы пошли

Шишку нашли,

Шли, шли, белкин гриб нашли,

Белке бросили в дупло,

Опять пошли.

Заячьи следы нашли,

Шли, шли ежика нашли

Ёж свернулся в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Кто, чем питается»

(Чтобы медвежонок не забыл приготовить угощение каждому по вкусу)

Белка – орехи, грибы, шишки

Медведь – мед, ягоды, рыба

Волк – мясо, рыба

Заяц – морковка, капуста (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).

Еж – насекомые, черви, личинки, мыши

Лиса – мясо, рыба, птица

Детям раздаются губки, зубочистки и листочки с контурными изображениями продуктов. Нужно проколоть дырочки по контуру.

После выполнения задания дети подносят свои работы к доске и «кормят» зверей.

Я хочу угостить медведя медом.

Я хочу угостить зайца морковкой и т.п.

Дети прощаются с медвежонком, обещают не забыть передать приглашения и придти в гости на день рождение, но теперь уже летом.

Конспект фронтального занятия по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей логопедической группы с ОНР.

Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;

Расширять и активизировать словарь по данной теме ;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;

Учить согласовывать существительные с прилагательными;

Упражнять в падежном управлении существительных.

Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать произвольность поведения;

Развивать графические навыки;

Учить согласовывать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.

Ход нод:

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .

Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?

Дети : -Это голоса животных и птиц.

Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?

Дети : - В лесу.

Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?

Дети : -Да.

Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.

Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:

Надеваем кофты, теплые штанишки,

Надеваем шапки, шубки, и манишки.

Варежки на ручки, обуем сапожки.

Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд

Вот мы и в лесу!

Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Как здесь красиво! Слайд

Работа по развитию дыхания.

Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Вдох через нос, выдох через рот.

Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

Тихо сейчас в лесу, но

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)

Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)

Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)

Лиса - … тявкает…..

В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.

Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.

Чистоговорки

Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – а лесные звери где?

Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.

Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.

Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд

Образование существительных в В. п без предлога

Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...

(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)

Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?....(Ответы детей).....

Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый. Слайд

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Кого в лесу много? Игра «Один – много»

Волк – волков.

Белка – белок.

Лось – лосей.

Заяц – зайцев.

Крот – кротов и т. д.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать. Слайд

Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.

(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)

Логопед : У кого хвост самый короткий?

Самый пушистый?

Похож на лисий, но поменьше?

Самый некрасивый?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.

Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд

Тихо так в лесу, прекрасно.

Только ищем мы напрасно

Ежика и барсука, мишку и бурундука.

И енота не найдем. Спят они зимою лютой.

И у каждого свой дом.

Так тепло, уютно в нем Слайд

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.

Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.

Дом – ладошки, дети

загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

делают ушки зайчика

разводят руки в стороны

Игра “Назови семью”.

Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .

Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд

Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Медведь – медведюшка.

Заяц – заинька.

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Волк – волчок и т. д.

Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)

Как в сказках называют зверей?

Михайло Потапыч,

Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна

Волчок-серый бочок, заинька.

Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.

Физкультминутка “На водопой”.

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.

Игра “Кто чем питается?” Слайд

На доску выставляются картинки:

На первую строчку – мясо в тарелке;

На вторую - трава, гриб, ягода.

Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).

Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?

Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.

Упражнение на развитие словообразования. Слайд

Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;

У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;

У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).

У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.

У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.

Упражнение для развития графических навыков

Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.

Оставьте их себе, дома раскрасите.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.

Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.

Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?

Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»

Тема : «Дикие животные » .

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных , их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные » (животное , зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-) .

Развивать связную речь детей , речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа : Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.

Оборудование :

Аудиокассета с голосами животных ; схема описания животного ; схема-модель жилищ животных ; рисунок «Звери у Айболита» ; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных ; карточки с изображением животных ; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.

Предварительная работа : Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой . Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка» .

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк» , рассказа Е. Чарушина «Лисята» . Заучивание загадок о диких животных . Ознакомление со схемой описания животного . Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.

Ход занятия.

Дети входят в группу под тихую музыку .

Воспитатель : - Дети, какое время года наступило? (Зима) .

Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе ! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных ) .

Как одним словом можно их назвать? (Дикие ) .

Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .

Как животные готовились к зиме ? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли : поменяли летние шубки на зимние.)

(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .

Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь : их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.

(Воспитатель вывешивает рисунок.)

Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).

Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково :

Зайчонка - (зайчоночек) .

Медвежонка - (медвежоночек) .

Бельчонка - (бельчоночек) .

Лисенка - (лисеночек) .

Волчонка -(волчоночек) .

Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных )

Дети, посмотрите на схему : догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

Это нора. В ней живет лиса.

Это берлога. В ней живет медведь.

Это дупло. В нем живет белка.

Это куст. Под ним прячется заяц.

Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра с мячом «Большие и маленькие» .

А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыженькая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие зубки.

В. – У зайца короткий хвост.

Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинненькие ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами : проскачите по-заячьи.

Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

У меня для вас есть сюрприз : вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных .)

А теперь составьте описания тех животных , которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное , дикое оно или домашнее, где живет : в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.

Вывешивается схема рассказа о животном .

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме .

Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных ) .

Все ли в порядке с вашими животными ? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)

Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.

Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .

Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.

Вот теперь порядок! Все животные будут довольны .

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

Мед – для медведя.

Орехи – для белки.

Морковка – для зайца.

Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными .