Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий
психолог и философ, считается одним из
пионеров дифференциальной психологии и
психологии личности. Оказал большое влияние
на зарождающуюся детскую психологию.

Штерн был одним из первых психологов,
поставивших в центр своих исследовательских
интересов анализ развития личности ребенка.
Главная задача: изучение целостной личности,
закономерностей ее формирования.
Это было особенно важно в начале века, так как
исследования детского развития в то время сводились
преимущественно к изучению познавательных
процессов. Штерн также уделил внимание этим
вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи.
Результаты этой работы нашли отражение в книге
Штерна «Язык детей " (1907). Однако он стремился
исследовать не изолированное развитие отдельных
когнитивных процессов, а формирование целостной
структуры, персоны ребенка.

Теория конвергенции

Штерн считал, что личность - самоопределяющаяся,
сознательно
и
целенаправленно
действующая
целостность, обладающая определенной глубиной
(сознательным и бессознательным слоями).
Он исходил из того, что психическое развитие – это
саморазвитие, которое направляется и определяется той
средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила
название теории конвергенции, так как в ней учитывалась
роль двух факторов - наследственности и среды - в
психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн
анализировал на примере некоторых основных видов
деятельности детей, главным образом игры.

Развитие
Штерн
понимал
как
рост,
дифференциацию и преобразование психических
структур. При этом он понимал развитие как переход
от смутных, неотчетливых образов к более ясным,
структурированным и отчетливым гештальтам
окружающего мира. Этот переход к более четкому и
адекватному отражению окружающего проходит
через несколько этапов, характерных для всех
основных психических процессов. Психическое
развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию,
но и к самосохранению, т.е. к сохранению
врожденных особенностей каждого индивида,
прежде всего индивидуального темпа развития.

Дифференциальная психология

Штерн доказывал, что существует не только
общая для всех детей определенного возраста
нормативность,
но
и
нормативность
индивидуальная, характеризующая конкретного
ребенка.
В числе важнейших индивидуальных
свойств он как раз и называл индивидуальный
темп
психического
развития,
который
проявляется и в скорости обучения. Нарушение
этого индивидуального темпа может привести к
серьезным отклонениям, в том числе к
неврозам.

Штерн также был одним из инициаторов
экспериментального исследования детей,
тестирования.
В
частности,
он
усовершенствовал
способы
измерения
интеллекта детей, созданные А. Вине,
предложив измерять не умственный возраст,
а коэффициент умственного развития - IQ.

Сохранение
индивидуальных
особенностей возможно благодаря тому, что
механизмом психического развития является
интроцепция, т.е. соединение человеком своих
внутренних целей с теми, которые задаются
окружающими.
Фрустрация, задерживая интроцепцию,
заставляет ребенка всмотреться в себя и в
окружающее для того, чтобы понять, что именно
нужно ему для хорошего самоощущения и что
конкретно в окружающем вызывает у него
отрицательное отношение.

Целостность развития проявляется не
только в том, что эмоции и мышление тесно
связаны между собой, но и в том, что
направление развития всех психических
процессов идет одинаково - от периферии к
центру. Поэтому сначала у детей развивается
созерцание
(восприятие),
потом
представление (память), а затем мышление.

Большое значение имело исследование
Штерном
своеобразия
аутистического
мышления, его сложности и вторичности по
отношению к реалистическому, а также
анализ роли рисования в психическом
развитии детей.
Главным здесь является обнаружение
роли схемы, помогающей детям перейти от
представлений к понятиям. Эта идея Штерна
помогла открытию новой формы мышления наглядно-схематического, или модельного.

Работа В. Штерна представлена в его книге
«Умственная одаренность: Психологические
методы испытания умственной одаренности в их
применении к детям школьного возраста»
(1997).
В ней говорится о том, что в юношеском
возрасте
возникает
новое
качество
самосознания. Штерн приписывает данному
возрасту следующие характеристики:
самонаблюдение,
самооценка,
самооформление,
самоизбежание. - 59.50 Кб
  1. Введение………………………………………………………… ………….3
  2. Биологический и социальный процесс развития ребенка……………….4
  3. Теория В.Штерна………………………………………………………… ...6
  4. Дальнейший вклад В.Штерна в развитие психологии

личности ребенка…………………………………………………………. .9

  1. Заключение…………………………………………………… …………..11
  2. Список литературы…………………………………………………… ….12

Введение

Каждая из наиболее популярных в настоящее время психологических теорий предлагает свой взгляд на человека. В одних случаях природу человека определяют врожденные инстинкты, в других - социальная среда, дающая стимулы и подкрепления.

И наследственность и среда, безусловно, играют огромную роль, как в психологическом, так и в физиологическом развитии ребенка и до сих пор ведутся споры, какой из факторов играет наибольшую роль?

Среда является необходимым условием существования любого живого существа. Вне среды нет и жизни. Для человека факторы социальной среды - необходимое условие человеческого бытия и развития подлинно человеческих качеств: речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой.

Наследственность представляет собой способность родителей передавать детям все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.

Так, например, один из американских психологов А. Иенсен пишет, что умственные способности человека на 80 % контролируются генами и только на 20 % - факторами среды.

Вопрос об основных факторах физического и психического развития ребенка имеет многовековую историю. Его правильное решение играет важную роль для общества и необходимо для построения научно обоснованной теории и практики обучения и воспитания.

Биологический и социальный процесс развития ребенка

Возникает проблема выяснения относительной роли наследственности и среды в развитии ребенка. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был соответствующий метод. Такой метод был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Известно, что близнецы бывают монозиготными (МЗ - с идентичной наследственностью) и дизиготными (ДЗ - с разной наследственной основой). Если дети с разной наследственностью в одинаковых внешних условиях будут развиваться по-разному, значит, это развитие определяется фактором наследственности, если же примерно одинаково, значит, решающую роль играет среда. Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны - среде. Сопоставляя коэффициенты различий между МЗ- и ДЗ- близнецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследственных и средовых факторов. Этот метод является основным для психогенетики - науки, изучающей роль среды и наследственности в психике человека вообще и в развитии ребенка в частности.

Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наследственностью, живущие в одних внешних условиях, должны быть абсолютно одинаковыми. Однако этого не происходит. И родители, и психологи неоднократно отмечали, что монозиготные близнецы в одной и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обоих факторов. Почему же так получается? Может быть, и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, определяющими развитие ребенка?

Фактические данные и наблюдения за ребенком могут получить объяснение и интерпретацию только на основе какой-либо психологической теории, дающей общее представление о развитии человека. Теория позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные линии развития ребенка, а также дает конкретные понятия и термины для описания поведения детей.

Исторически сложилось две основные группы теорий детского развития - теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожденных механизмов, в другой - как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. Теория конвергенции, пытаясь преодолеть недостатки этих двух подходов, построена на идее о том, что развитие ребенка определяется факторами наследственности и среды одновременно.

Теория В. Штерна

Основоположник теории двух факторов Вильям Штерн (1871-1938) писал: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие - только неодинаковое в разных случаях - в его осуществлении».

В. Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

В. Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Она выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Он исходил из того, что психическое развитие – это не простое проявление врождённых свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Это понятие он понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом, как и представители гештальт-психологии, В. Штерн подразумевал под развитием переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т.е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В.Штерна и Г.Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.

Дальнейший вклад В.Штерна в психологию развития личности ребенка

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. На основе теории двух факторов он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А.Вине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития – IQ.

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение, ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет одинаково – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок (примерно в полтора года) делает одно значительное открытие – он открывает значение, слова, открывает то, что каждый предмет имеет свое название. Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой в исследованиях речи практически для всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главной из которых является переход от пассивной речи к активной, от слова к предложению.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного.

Заключение

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В.Штерн повлиял практически на все области детской психологии (от изучения когнитивных процессов до личности, эмоций, периодизации детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Философская теория конвергенции двух факторов конструктивна, т.к. философские и общепсихологические взгляды В.Штерна легли в основу изучения психического развития ребенка, что позволило ему обнаружить важнейшие закономерности в развитии психики ребенка, психологически верно определить особенности воспитания и обучения детей. Персоналистическая теория имеет большое значение для современной педагогической психологии.

Список литературы

  1. Смирнов А.А. Психология ребенка и подростка. М., 1926.-272 с.
  2. Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2000.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976.-463с.
  5. http://www.dissercat.com/ content/psikhologo- pedagogicheskoe-nasledie- vilyama-shterna-i-ego- znachenie-dlya-vozrastnoi-i- pedago
  6. http://www.bestreferat.ru/ referat-150275.html

http://ru.convdocs.org/docs/ index-213130.html?page=10# 2606309


Краткое описание

Вопрос об основных факторах физического и психического развития ребенка имеет многовековую историю. Его правильное решение играет важную роль для общества и необходимо для построения научно обоснованной теории и практики обучения и воспитания.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Биологический и социальный процесс развития ребенка……………….4
3. Теория В.Штерна…………………………………………………………...6
4. Дальнейший вклад В.Штерна в развитие психологии
личности ребенка…………………………………………………………..9
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….12

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) получил образование в Берлинском университете, где он учился у Г.Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в Бреслау, где он проработал профессором психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине Институт прикладной психологии и одновременно начинает издание "Журнала прикладной психологии", в котором он, вслед за Мюнстербергом, развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником детского психолога Э.Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора "Журнала по педагогической психологии". В это время Штерн является также одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а затем переезжает в США, где ему предложили должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Теория Штерна

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) получил образование в Берлинском университете, где он учился у Г.Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в Бреслау, где он проработал профессором психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине Институт прикладной психологии и одновременно начинает издание "Журнала прикладной психологии", в котором он, вслед за Мюнстербергом, развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником детского психолога Э.Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора "Журнала по педагогической психологии". В это время Штерн является также одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а затем переезжает в США, где ему предложили должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов наследственности и среды в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом он, как и представители гештальт-психологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т.е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А.Вине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития IQ.

Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение, ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет одинаково от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок (примерно в полтора года) делает одно значительное открытие он открывает значение, слова, открывает то, что каждый предмет имеет свое название. Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой в исследованиях речи практически для всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главной из которых является переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления наглядно-схематического, или модельного.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В.Штерн повлиял практически на все области детской психологии (от изучения когнитивных процессов до личности, эмоций, периодизации детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Список литературы

М.Г.Ярошевский. Теория Штерна

ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ ВИЛЬЯМА ШТЕРНА

Логический ход, который был сделан - ход на сближение этих подходов, наследственности и среды. Это две диаметральные противоположности: только наследственность и только среда. Достаточно быстро возникла идея о том, что не надо отказываться. О том, что оба этих фактора влияют на развитие человека.

Это связано с именем Вильяма Штерна. Вильям Штерн предлагает так называемую теорию конвергенции двух факторов и вроде бы дает ответ на все времена. Он предлагает следующую формулу: развитие есть результат влияние двух факторов: X элементов наследственности * Y элементов среды.

Вроде бы пойди поспорь. Очень важно посмотреть на то, чем занимался Уильям Штерн, ведь каждая концепция рождается на основе эмпирического опыта, опирающегося на род занятий. Штерн занимался вопросом исследования развития способностей. Мы знаем, что взрослый человек обладает способностями - то есть некоторым режимом благоприятствования для освоения каких-либо видов деятельности (например, мне легче осваивать математику, чем русский язык). Эти способности описаны.

Штерн использует так называемый биографический метод: он прослеживает судьбу этой способности в предыдущих поколениях. Если прослеживается -мы будем говорить в большей степени о наследственной детерминанте, если нет - о средовой.

Это 20е годы XX века и тогда к статистической точности исследований предъявляли не такие большие требования. Если бы у Штерна спросили о статистической достоверности, он бы наверное развел руками. В то время достаточно было несколько убедительных примеров для того, чтобы показать некоторую закономерность. Например, давайте рассмотрим Моцартов, Бахов, поколениям известных математиков. Штерн обращался не только к позитивным примерам, но и к негативным, проводя исследования в тюрьмах и предполагая, что может быть есть какая-то особая склонность к правонарушениям. И тот же самый вопрос: а в роду у правонарушителей были прецеденты? Есть ли в этом какая-то семейная преемственность? Оказывается да - чаще попадают в тюрьму и совершают правонарушения люди, предки которых нарушали закон.

В итоге, Штерн делает в своей концепции развития способностей, все равно отдает приоритет наследственности. Он говорит о том, что в каждом человеке, как зернышко, есть задаток. Есть способность, а есть задатки - то есть неразвитая способность, предрасположенность к формированию именно этой способности, а не какой-то другой. Но так как это задаток, дальнейшая история с ним может быть разной: посадили мы это зернышко в землю, но вдруг случился град и растение стало чахлым, хоть у него и был огромный потенциал. То есть, средовые условия, в этом становлении способностей, тоже очень важны. Но Штерн говорит о среде только как о возможности помешать, воспрепятствовать, не дать раскрыться потенциалу .

Может ли развиться способность если нет задатка? Штерн считает, что не может. Даже в очень благоприятных условиях способность появиться не может потому что нет задатка. А может быть, что задаток есть, например музыкальный, а ребенок живет в такой среде, где нет возможности нанять учителя и купить инструмент? Может.

Отсюда огромный практический выход: какую проблему, какую головную боль мы получили на все времена? Это до сих пор одна из очень неприятных тематик в консультативной практике. Если это так, чем психолог может помочь ребенку? Единственная возможность - ранняя диагностика способностей. То есть мы не должны помешать. Мы должны создать благоприятные условия для человека, у которого есть задаток. Поэтому в данном случае, дело психолога - ранняя диагностика способностей. Это один из наших современных запросов. Надо не упустить то, что есть. Родители не хотят тратить деньги зря и водить ребенка во все кружки, они хотят чтобы психолог определил, какие у ребенка способности, чтобы развивать их.

Штерну было хорошо, потому что в те времена не было диагностической базы. Теперь, уже для ребенка трех лет, мы можем сказать, что его познавательная активность / чувство ритма / что-то еще лучше и выше чем у других детей. То есть психолог может выявить сильные стороны ребенка. Но что будет, если мы скажем об этом родителю? Что дальше ждет такого ребенка? Родители, таким образом, используют психолога для того, чтобы определить жизненный путь ребенка. Одна проблема, а кто спросил ребенка, хочет ли он этим заниматься? В подавляющем количестве случаев, мнения ребенка никто не спрашивает.

Вторая проблема - сужение способностей ребенка: родитель призывает ребенка не заниматься другим направлением потому что он там будет неудачным и неуспешным.