Материализм и идеализм и их разновидности имеют свои социальные и гносеологические корни (от греч. gnosis - знание, logos учение).

Возникновение и развитие материалистической философии тесно связано с трудовой, производственной деятельностью людей. "Человек в своей практической деятельности, - подчеркивал В. И. Ленин, - имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 169 - 170.

В процессе труда люди активно воздействуют на природу, изменяют ее и добывают себе необходимые предметы потребления.

Трудовая деятельность людей и вся их жизнь проходит в тесной связи друг с другом. Поэтому в повседневной жизни каждый человек не задумывается над тем, существуют или не существуют вне его сознания предметы, вещи, подобно тому как он не задумывается и над тем, существуют или не существуют другие люди. "Тот самый опыт, - писал В. И. Ленин, - ...который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди, этот самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас" **.

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 65 - 66.

Материалистическая философия сознательно кладет в основу своей гносеологии тот вывод, который непосредственно следует из всей человеческой практики, именно: вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела; наши же ощущения, представления, понятия суть образы внешнего мира ***.

*** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 48, стр. 102, 197 - 198.

Развитие материалистической философии тесно связано не только с производственной, трудовой деятельностью людей, но и с развитием научных знаний. Эта связь выражается в том, что материалистическое мировоззрение отбрасывает религиозно-идеалистические измышления о сверхъестественных, божественных, духовных силах, творящих материальный мир, опирается на результаты научных исследований. Обобщая и перерабатывая накопленные практикой и конкретными науками знания, материалистическая философия способствует более глубокому пониманию мира в целом и всестороннему исследованию его составных частей - неживой природы, растительного и животного мира, человеческого общества, особенностей сознания, его возникновения и развития. Не случайно поэтому большинство крупнейших естествоиспытателей стояло и стоит на позициях материализма, объясняет развитие природы, исходя из нее самой.

С другой стороны, связь материалистической философии с развитием конкретных наук выражается в том, что правильность положений материализма доказывается не с помощью нескольких фокуснических фраз, а путем долгого и медленного развития философии и естествознания ****. Развитие естествознания накладывает отпечаток и на изменение форм материализма *****. Не случайно поэтому в XVII - XVIII вв., когда из всех естественных наук наивысшего развития достигла механика, материализм был преимущественно механистическим, а в середине XIX в., когда происходят великие открытия в области физики, химии, биологии, возникает диалектический материализм.

**** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43.

***** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 286.

Материалистическая философия развивалась, как правило, представителями передовых классов и социальных групп и являлась идеологией восходящих, прогрессивных слоев общества, заинтересованных в изменении общественных отношений, в развитии производительных сил и пропаганде научного мировоззрения. Так, материализм XVI I - XVIII вв. был идеологией буржуазии, в России XIX в. - идеологией крестьянской демократии. Диалектический материализм является идеологией революционного рабочего класса, коммунистических и рабочих партий.

В противоположность материализму идеализм связан не с наукой, а с религией, выражает, как правило, идеологию не прогрессивных, а реакционных классов и социальных групп. Подобно религии идеализм имеет социальные и гносеологические корни, без выяснения которых невозможно понять ни возникновения идеалистических теорий, ни их сущности.

Идеалистическое представление о мире зародилось на ранних ступенях развития общества. Основной причиной его появления было слабое развитие производительных сил и знаний людей. Низкий уровень экономического развития не давал людям уверенности в том, добудут ли они себе пищу или нет. Люди еще не в состоянии были объяснить причин болезней, стихийных бедствий. Бессилие людей в борьбе с природой н страх перед ее стихийными силами порождали в их сознании ложные представления о сверхъестественных силах - богах, демонах, чертях и т. д., от воли и желания которых зависит якобы человеческая судьба, появление и исчезновение животных, движение солнца и луны, гром и молния и т. д. Незнание причин сновидений, рождения и смерти вызывало у них представление о душе, как особой силе, властвующей над телом. Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д., писал Ф. Энгельс, имеют по большей части лишь отрицательно-экономическую основу; низкое экономическое развитие предысторического периода имело в качестве своего дополнения, а порой даже в качестве своего условия и даже в качестве причины ложные представления о природе.

С возникновением классов происходит отделение умственного труда от физического. Выделяются специальные группы людей из представителей господствующего класса, которые занимаются только умственным трудом и считают этот труд привилегированным по отношению к физическому труду. Все это явилось социальной основой дальнейшего развития идеалистического мировоззрения. Сознание начинает рассматриваться как самостоятельная сила, возвышающаяся над материей и определяющая ее существование.

Создаются и развиваются различные объективно- и субъективно-идеалистические системы и системки.

В классовом обществе религиозно-идеалистические представления становятся мощным идеологическим оружием в руках господствующих классов для угнетения народных масс.

Кроме социальных корней, идеализм имеет еще гносеологические корни. Процесс познания является сложным и диалектически противоречивым. "...Философский идеализм, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть одностороннее, преувеличенное, uberschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений органами чувств. Значение чувственного познания огромно. Кто ничего не ощущает, тот ничего не может знать об окружающем мире. Субъективные идеалисты извращают эту сторону процесса познания.

Они отрывают ощущения от объективного источника - предметов и явлений, рассматривают их не как результат взаимодействия предметов и явлений с органами чувств человека, а лишь как результат творческой деятельности субъекта, объявляют ощущения элементами, основой мира вещей.

В процессе познания люди связывают единичные предметы, вещи, явления, устанавливают между ними общие черты, свойства и выражают это в понятиях. Эти понятия, созданные в процессе абстрагирования от конкретных, чувственно воспринимаемых предметов, идеалисты отрывают от материальной основы, объявляют их либо результатом творческой деятельности человеческого сознания, не связанного якобы с миром вещей (субъективный идеализм), либо результатом мирового разума, чистой мысли (объективный идеализм) .

Развитие научного познания немыслимо без образования общих понятий, но оно таит в себе возможность отлета мысли от действительности. Если за общими понятиями, суждениями и умозаключениями люди не видят реальной действительности, черт, связей и отношений, отражающихся в этих формах логического познания, то они скатываются на позиции идеализма.

Возможность появления идеализма в процессе познания превращается в действительность лишь в классовом обществе, ибо здесь идеализм и поповщину "закрепляет классовый интерес господствующих классов" **.

**. Там же, стр. 322.

Идеалистическую философию в большинстве случаев защищали и развивали идеологи реакционных классов, партий и групп, тормозившие ход истории, не заинтересованные в научной пропаганде и коренном изменении общественных отношений. В наши дни идеализм является господствующей идеологией империалистической буржуазии и всех ее прислужников.

Идеализм тесно связан с религией. Основы идеализма, отмечал В. И. Ленин, по существу тождественны основам религии. Утверждая, что в основе мира лежит дух, идея, воля, сознание, идеализм по существу дает теоретическое обоснование религиозных догматов о сотворении мира сверхъестественным духовным существом *.

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 6, 14, 19 - 25, 72 - 73, 75 - 77, 86, 179, 222, 229 - 230, 238 - 243 и др.

Идеализм является утонченной формой поповщины, а религия грубой формой идеализма **. "Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или zce просвещенную, философскую..." ***.

** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 536.

Одной из характерных черт современной буржуазной философии является тенденция слияния философии с теологией.

Следует, однако, иметь в виду и различия между идеалистической философией и религией. Философия, в том числе и идеалистическая, стремится доказать, обосновать свои положения и обращается к разуму. Религия же оперирует положениями, рассчитанными на веру, слепое восприятие. Далее. Часть идеалистов играла немалую роль в разработке проблем диалектики, форм мышления.

Религия же, как говорил К. Маркс, была и остается опиумом народа, хотя многие ее представители, особенно в наши дни, стремятся приспосабливаться к прогрессу науки.

Идеалистическая философия представляет собой неправильный, искаженный взгляд на мир. Идеализм извращает истинное соотношение между мышлением и его материальной основой. Иногда это бывает следствием сознательного стремления философов-идеалистов исказить истину, скрыть ее. Такое сознательное искажение истины часто встречается в наше время среди буржуазных философов, желающих проповедью идеализма угодить правящему классу. Однако в истории философии идеалистические учения нередко возникали в результате «честного заблуждения» философов, искренне стремившихся к истине. Как будет показано в главе 3, познание - это весьма сложный, многосторонний процесс. Из-за этой сложности всегда имеется возможность односторонне подойти к процессу познания, преувеличить, абсолютизировать значение его

отдельных сторон, превратить их в нечто самостоятельное, ни от чего не зависимое. Так и поступают философы-идеалисты. Например, как мы уже видели, махисты и другие субъективные идеалисты абсолютизируют тот факт, что все наше знание об окружающем мире происходит из ощущений, отрывают их от тех материальных вещей, которые их вызывают, и делают идеалистический вывод, будто, кроме ощущений, в мире нет ничего.

В. И. Ленин говорил, что познание всегда содержит в себе возможность отлета фантазии в сторону от действительности, возможность подмены подлинных связей вымышленными. Прямолинейность и односторонность, субъективизм и субъективная слепота - таковы гносеологические * корни идеализма, т. е. его корни в самом процессе познания.

Но, чтобы из этих корней выросло «растение», чтобы ошибки познания воплотились в идеалистическую философскую систему, которая выступает против материализма и материалистического естествознания, необходимы определенные общественные условия, нужно еще, чтобы эти ошибочные, взгляды были выгодны определенным общественным силам и поддерживались ими. Односторонний и субъективистский подход к познанию человеком мира ведет в болото идеализма, говорил В. И. Ленин, где его «закрепляет классовый интерес господствующих классов» - рабовладельцев, феодалов или буржуазии. В этом состоят классовые корни идеализма.

Реакционность философского идеализма ясно видна из его связи с теологией, религией. Всякий философский идеализм есть в конечном счете утонченная защита богословия, поповщины, указывал Ленин. Философский идеализм даже тогда, когда он не заявляет открыто о своей склонности к религии, фактически стоит на той же почве, что и религия. Поэтому церковь всегда рьяно поддерживала философский идеализм и враждебно относилась к философскому материализму, преследовала, когда могла, его представителей.

Философия Предметом философии материализм идеализм монистическое учение дуализм материалисты Идеалисты (объективный идеализм ) также не отрицают возможность познания мира, однако отказываются считать источником познания объективный мир: Платон - источник познания лежит в "потустороннем мире", поэтому человек желающий знать истину, должен отрешиться от окружающего мира, и вспомнить то, что его бессмертная душа рпнее наблюдала в мире идей; Гегель - рассматривает познание как самопознание абсолютной идеи, которая творит мир и в лице человека познает самое себя. Другие идеалисты (субъективный идеализм агностицизм . Разновидности: * эклектический (Кант) - окружающий мир - это комплекс ощущений субъекта, поэтому познанию доступны не сущность вещей, а их явления. скептицизм иррационализм

Философская сущность агностицизма

Философия (любовь к мудрости) - это учение об окружающем мире в целом и о месте человека в нем.Ф возникла в 1-м тыс. до н.э. в странах др. Востока (Индия, Китай, Египет), а затем уже в Др. Греции и Риме. Предметом философии является мир в целом, его взаимосвязи и взаимодействия (природа+общество+мышление). В основе этого лежит вопрос соотношения сознания и материи; материального и духовного. Этот вопрос имеет две стороны: 1) онтологистическая (учение о бытие). В зависимости от его решения (что первично) выделяют направления материализм - в основе многообразия мира лежит материальное начало; идеализм - …лежит духовное начало (объективный - первичным является сознание, независящее от человека; субъективный - первичным является сознание субъекта, отдельного человека); монистическое учение - в основе всего лежит одно начало; дуализм - в основе многообразия лежат два начала; 2) гносеологическая (познаваем ли мир?): материалисты считают, что мир существует объективно, независимо от сознания, а человек является частью природы, и отражает ее в своем сознании. Поэтому признают возможность познания мира и его закономерностей. Идеалисты (объективный идеализм Платон, Гегель ) также не отрицают возможность познания мира, однако отказываются считать источником познания объективный мир. У них выступают мир идей или абсолютный дух. Другие идеалисты (субъективный идеализм ) отрицают возмжность получения достоверных знаний. Такое направление получило название агностицизм - отрицание способности человеческого разума познать мир, получить достоверные знания о его законах развития на основе логического мышления. Разновидности: *субъективно-идеалистический или классический (Юм) - в основе познания лежат только наши ощущения, которые не дают полного знания о мире; *эклектический (Кант) - мир познаем только с помощью ощущений, но сущность предмета не познаваема "вещь в себе"; разрыв между явлением и сущностью; *агностицизм махизма (Мах, Авенариус) - окружающий мир - это комплекс ощущений субъекта, поэтому познанию доступны не сущность вещей, а их явления; *агностицизм как стыдливая форма материализма (Гельмгольц) - теория иероглифов, т.е. ощущения заменяются символами, которые не являются субъективными образами объективных свойст вещей; *агностицизм позиции конвенциализма (Поанкори) - процесс познания - это соглашение. скептицизм - полный (сомнение в познаваемости мира), частичный (сомневаются, но продолжают познавательную деятельность); иррационализм - недоверие научному познанию; большее доверие интуиции, вере, различным уровням философии.

Гносеологические (теоретико-познавательные) корни идеализма – это сложности процесса познания. Процесс познания можно графически изобразить как раскручивающуюся ввысь спираль, в которой взаимосвязаны чувственная и рациональная стороны познания.

Субъективный идеализм формируется при абсолютизации в процессе познания роли ощущений как единственного источника знания о предмете. Кстати, ощущение представляет собой субъективную форму предмета , а не сам предмет, а потому нередко дает ошибочное знание. Поэтому в процессе познания следует различать субъективную форму воспринимаемого предмета (отношение к предмету) и объективные знания о предмете, в котором воплощена его сущность. Это и делает ученый, стоящий на материалистических позициях.

Объективный идеализм абсолютизирует в познании роль абстрактного мышления. Здесь идея вещи (ноумэн) – её сущность мыслится как существующая объективно и извечно. У Платона она – одна из многих в вечном мире Идей, а у Гегеля – одна из проявлений Абсолютной идеи. Импульс мыслительной деятельности человека дает якобы существующее независимо от человека духовное начало , некая сверхъестественная духовная сила. Очевидно, что такое объяснение возникло потому, что человечество вплоть до настоящего времени не раскрыло до конца механизмы творческой деятельности, позволяющей открывать тайны природы и создавать принципиально новые вещи и предметы, не имеющие аналога в природе. Эту творческую активность человека объективный идеализм также связывает с автономным, объективным Духом, порождающим всё сущее.

Социально-исторические корни идеализма:

1) Отделение умственного труда от физического, которое произошло благодаря общественному разделению труда и образованию классового общества;

2) Утверждение в классовом обществе приоритета духовной деятельности, ставшей монополией господствующих классов, над материальной деятельностью.

3) Утверждение в общественном сознании иллюзорных представлений о том, что идеи, желания и стремления господствующих классов и, прежде всего, вождей, царей, государей являются определяющим фактором развития истории.

В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются) и этим путём с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира».

Использование идеалистических подходов в осуществлении познавательной деятельности, способствуют расширению творчески-познавательных возможностей человека – воображения, интуиции, моделирования образа познавательного объекта при недостатке информации. Полное преодоления идеалистических подходов в понимании окружающего мира возможно лишь с уничтожением его корней:

Ø гносеологических , что предполагает объяснение в полной мере источников и механизмов познавательной и творчески-преобразовательной деятельности при исследовании и преобразовании природных и социальных процессов;

Ø социально-исторических , что связано с преодолением отчуждения, как условия сохранения разделения труда на умственный и физический, что не позволяет социальному субъекту в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

Оба эти условия взаимосвязаны, одно порождает другое. Поэтому, преодоление и снятие этих условий связано с прогрессом социальных отношений и деятельности в некоторой, достаточно отдаленной перспективе исторического развития человечества.

Гносеологические и классовые корни идеализма - причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Идеализм возникает на почва живого человеческого познания, вследствие его сложности, противоречивости. В самом процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной действительности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего преувеличенного развития, раздувания одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Обьективный идеализм преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, субъективный идеализм - роль восприятий, ощущений, одинаково противопоставляя их объективному миру. Классовые корни связаны с утверждением эксплуататорских классов, обособлением и противопоставлением умственного и физического труда. Так возникает отрыв познания от практической деятельности трудящихся масс и монополизация идеологической деятельности господствующими классами, что приводит к появлению и укреплению иллюзии об абсолютной самостоятельности и особой творческой роли умственной, идеальной стороны человеческой деятельности. Все это н обусловливает неверную мысль о первичности идей, понятий, вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Теоретико-познавательные корни идеализма тесно связаны с классовыми корнями, не только порождающими идеалистическое мировоззрение, но и закрепляющими его в интересах эксплуататорских классов.