Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Внешний облик Левицкого, с его чуть желчным и страстным лицом. История России в лицах - так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети - их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо - характер. Что ни лицо - биография.

Это не просто представители екатерининского века, они его олицетворение, они его созидатели. Художник выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами. И не известно под каким холмиком на старом Смоленском кладбище похоронен человек, сумевший обессмертить их облики.

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии.

В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.

К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое: тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова, художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения - жизненностью».

Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий? В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том - сильный психологический диссонанс. С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой - зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара.

На превращение Левицкого в выдающегося портретиста ушло десять лет, после переезда его в столицу, годы, начиная с 1758-ro, в которые смотрел за ним все тот же Антропов, «человек, имевший зуб против Академии и очень недовольный даже частными уроками у профессоров. Поэтому и эти уроки начались только когда ученик личными заказами стал на ноги и перестал зависеть от учителя. «Антропов был добрый человек, но изрядный самодур, и быть под его ферулою было нелегко»,- указывал один из старинных исследователей.

Итак, мастерство отполировалось окончательно все же у академистов - итальянца Валериани и француза Лагренэ, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, пришла полная слава - за портрет Кокоринова.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» - в смысле своей духовной наполненности.

Затем (1773-77гг), заказ императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Так взошло созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста - семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова - наука, Борщова - театр, Алымова - музыка и т. д.), олицетворивших собой, в мнении знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы». Имеется а виду, разумеется, система эстетическая; может ли художнику быть оценка выше.

К 1790-м годам Левицкий необратимо начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств)

Безбородко проигрывает государственную силу Потемкину, с порфироносных высот подул на престарелого и уже ненужного Бецкого прохладный ветер, определяется «дело» масона Николая Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету.

С той поры Левицкий тоже в немилости. Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма определенное.

Одна из главных загадок судьбы Левицкого - это творческое молчание художника в последнюю четверть века его жизненного пути. Ведь за этот срок он написал всего с десяток полотен. Правда, эти холсты превосходны, но не слишком ли мало для такого мастера?

Напрасно это будут целиком приписывать болезни глаз, которая лишь в глубокой старости привела Левицкого к слепоте. Нет, не слепнуть стал художник в середине девяностых годов, а именно в эти годы он, наконец, прозрел. И помогла ему в этом сама жизнь и его замечательный друг, писатель и просветитель Новиков.

В какой-то миг с ослепительной ясностью Левицкий почувствовал всю ложность своего состояния. Его тонкий ум, его честная и прямая душа содрогнулись от ощущения фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он содрогнулся от внезапного сознания, что он участвует сам в каком-то огромном фантасмагорическом обмане.

Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков. Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось не уходящее чувство неудовлетворенности и пустоты.

Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».. . И художник ищет новые пути. Он ищет пути к народу, к народной тематике. Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе. Увы... Долголетнее писание заказных портретов сделало свое. Портрет Агаши не задался. Он получился салонный, далекий от жизненной правды, несмотря на то, что поводом к написанию полотна послужила семейная радость - предстоящая свадьба единственного детища. Душа художника была выхолощена дворцовыми буднями, сиятельными портретами, где почти каждый холст носит следы искусственности, слащавости и холодности. Словом, художник потерпел, в этой своей попытке создать образ одухотворенной юной женщины, неудачу. Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. Многочисленная, иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Великолепное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве - правду! И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал... Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, к чтению, к горьким размышлениям.

Но Левицкий не был готов к роли борца. Он бесконечно устал. Его тревожила болезнь глаз. И он томился, тосковал и молчал. Потекли однообразные будни. Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету.

Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Ничтожная подачка нанесла глубокое оскорбление художнику, отдавшему почти двадцать лет воспитанию молодых мастеров. Ясно, что слабость здоровья и зрения были лишь предлогом для ухода, обусловленного трениями с руководством Академии. Левицкий стал неугоден.

Он остается с грошовой пенсией, обремененный семейством, наступавшей слепотой, долгой, трудной и унизительной борьбы за существование.

Есть сцена, засвидетельствованная современниками: слепой старик, часами простаивающий на коленях в церкви Академии художеств.

Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия: от начала 1800-х годов портрет камер-фрейлины Протасовой, калужские заводчики Билибины, - вот, собственно, и, почти, все, на что осталась способна некогда плодовитая кисть.

Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все - слепок времени, на всех - люди XVIII столетия.

Картины художника

Автопортрет. 1783


Портрет Александры Петровны Левшиной


Портрет Глафиры Ивановны Алымовой


Портрет Екатерины Ивановны Молчановой


Портрет Натальи Семеновны Борщовой

Портрет E.A Бакуниной

Портрет M.А Львовой

Портрет M.И Мюссар


Портрет А. В. Храповицкого

Портрет А. Ф. Кокоринова


Портрет Агаши Левицкой


Портрет Александра Андреевича Безбородко


Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве


Портрет Анны Давиа Бернуцци


Портрет Г.К.Левицкого

Портрет Е.И.Нелидовой


Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия


Портрет Екатерины II


Портрет Екатерины Романовны Дашковой

Портрет И.В.Лопухина

Портрет И.И.Дмитриева


Портрет Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова

Портрет М.А.Дьяковой


Портрет Н.А.Сеземова

Портрет Н.С. Борщовой


Портрет Николая Александровича Львова


Портрет Николая Ивановича Новикова

Портрет П.А. Демидова

Портрет П.В Бакунинa.


Портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве


Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 году на Украине. Отец его был священником и одновременно занимался гравюрой , являясь одним из виднейших украинских граверов своего времени. Таким образом, уже в детстве в кругу семьи будущий художник мог не только приобрести начатки общей культуры, но и познакомиться с искусством .

В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого. В этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, замечательном сооружении, выстроенном по проекту знаменитого русского зодчего Растрелли . Для руководства работами из Петербурга приехал А.П. Антропов . Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. Он становится его учеником. Проходит некоторое время, и в 1756 году Антропов покидает Киев. Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Там только что открылась Академия художеств . Однако Левицкий не вступает в число ее учеников. Художественные занятия его протекают на первых порах, видимо, под руководством Антропова.

Когда впервые выступил Левицкий с серией своих портретов, искусство Антропова уже уходило в прошлое, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким. Он выбрал третий, свой. Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями. Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. Оставаясь верным Заветам Антропова, Левицкий навсегда сохраняет безупречною трезвость восприятия действительности. Он обнаруживает повышенный интерес к психологии портретируемого. Поэтому характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей. Нет ни одного живописца в XVIII веке, произведения которого с такой полнотой, убедительностью и достоверностью донесли бы до нас внутренний и внешний облик людей той эпохи..

В 1769 году был написан портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (Русский музей). Годом позже Левицкий получил за него звание академика. Произведение Это свидетельствует о том, что автор портрета - вполне сложившийся, блестящий мастер живописи. Легко и свободно поставил он свою модель. Широким жестом указывает Кокоринов на план здания Академии художеств, постройка которого явилась делом его жизни. Кокоринов был сыном провинциального архитектора. Представлен же он в позе, которая принята была живописцами того времени для изображения высших сановников государства. Но эта поза в данном случае говорит не столько о сложившейся с течением времени некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, сколько о чувстве сознания собственного достоинства, которым проникнут образ русского зодчего, о понимании им своего выдающегося значения. Великолепен колорит данного произведения, свидетельствующий как о том, что Левицкий, подобно Антропову, чувствует цвет и интенсивность его звучания, так и о том, что, подобно Рокотову, он понимает, что такое красочная гамма, в которой цветовое богатство приведено к замечательному тональному единству. Но есть в этом превосходном портрете одна черта, которая ясно говорит, что художник только начал свой путь восхождения к вершинам портретного искусства. Лицо Кокоринова мало выразительно, и содержание его образа раскрывают по преимуществу жест, поза, аксессуары.


Особенно замечателен среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро , приезжавшего в Петербург в 1773 году и тогда же написанного художником. В этом портрете Левицкому удалось с необычайной проникновенностью передать образ человека высокого интеллекта. Философ представлен без парика, в домашнем халате. Все внимание зрителя привлечено к его голове. Выразительный овал лица, умный, высокий лоб, острые и проницательные глаза упрямыми складками обрамленные губы, какая-то внутренняя устремленность вперед - как великолепно раскрывается во всем этом личность человека, находящегося в состоянии непрестанных творческих поисков и всем своим существом, всей своей деятельностью утверждающего торжество человеческого разума!

Если портрет Кокоринова не лишен черт парадности, то изображение Дидро относится к иному типу портретов, тому типу, который принято называть интимным, или камерным. Вместе с тем портрет Дидро знаменует крупный шаг Левицкого вперед на пути к глубокой, подлинно всесторонней характеристике человеческой личности.

В 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института, сугубо привилегированного учебного заведения, находившегося под особым покровительством Екатерины II. С 1773 по 1776 год художник создает ряд больших портретов, изображающих смолянок в театральных костюмах и с музыкальными инструментами. Эти портреты - выдающееся явление в русском искусстве XVIII века (находятся в Русском музее). Хотя в прихотливых нарядах, в позах, в улыбках девушек есть и жеманство и утонченная кокетливость, присущие им, как представительницам аристократического общества XVIII века , все же в этих произведениях с большой теплотой показаны образы молодых девушек.

Чрезвычайно подкупает «картинность» портретов смолянок. Но если каждый из них - действительно настоящая картина, имеющая самостоятельную художественную, живописную ценность, то одновременно данные портреты обладают такими композиционными и колористическими качествами. Вместе с тем, несмотря на прекрасную цельность холстов, входящих в серию «Смолянок», они являются звеньями серии, представляющей определенное художественное единство, утверждаемое развитием как бы единой темы, обретающей все новые и новые формы образного воплощения в каждом из портретов этого цикла. В «Смолянках» Левицкого есть подлинная человечность содержания. Вместе с тем в живописи их с небывалым блеском развернулось дарование Левицкого в области передачи особенностей изображаемых материалов: шелковых тканей, атласных лент, парчи, кружев.

В замечательном портрете и — быть может, лучшем во всей серии — портрете Хованской и Хрущовой, изображенных в ролях пасторали, с особенной очевидностью выступают характерные черты замысла: зрителю ясно, что перед ним не жеманные актеры XVIII века, а переодетые дети, занятые веселой и увлекательной игрой. Маленький пастушок, ростом меньше своей дамы, робко заигрывает с ней, касаясь рукой ее подбородка; пастушка старательно и неумело повторяет кокетливую позу, которой ее учили. Художник с острой и любовной внимательностью передал здесь забавные, неуклюжие движения подростков.

Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейши портрет П.А. Демидова (Третьяковская галерея). В этом произведении полностью использованы традиции парадного портрета: здесь и фигура в торжественной позе во весь рост, и массивные колонны второго плана, и драпировка из тяжелого бархата. В соответствии с этой традицией в портрете много атрибутов, долженствующих раскрыть особенности, присущие представленному человеку. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер! Демидов изображен не в парике, а в домашнем колпаке, не в нарядном кафтане со звездами, орденами и лентами, а в халате. На столе размещены не бумаги, перья и другие предметы, которые должны рассказать о положении изображенного человека в государственной жизни страны, а вещи, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства: ученый труд по ботанике, луковица редкого растения и, наконец, прекрасно написанная лейка. Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. Но особенно замечательно лицо Демидова. Оно удивительно по своей психологической выразительности. Смотря на это лицо, веришь, что изображен человек, у которого незаурядный ум и широта натуры сочетались с ничем не прикрашенным самодурством.

Конец 70-х - первая половина 80-х годов - период самых зрелых и самых высоких достижений художника. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету. В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики. Еще более взыскательно стал относиться теперь живописец к средствам художественного выражения, которыми он располагал. Композиция, ритм движения в портрете, красочная гамма - все это ставится художником на службу выражения содержания образа того или иного человека. Именно в этот период с особенной полнотой выразились в творчестве Левицкого здоровые, реалистические начала, присущие передовым явлениям русской художественной культуры XVIII столетия.

Портрет Дьяковой , показывает с какой сердечностью писал Левицкий людей, с которыми его связывали отношения более близкие, чем просто отношения портретиста и модели. Это произведение свидетельствуют, как умел Левицкий в таких случаях видеть в изображаемых людях прежде всего то хорошее и светлое, что было присуще им. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой - одно из самых пленительных произведений русской портретной живописи XVIII. Героиня портрета была дочерью влиятельного вельможи при екатерининском дворе. В 1779 году она против воли родителей вступила в тайный брак с Н.А.Львовым - человеком ярким, одаренном многими талантами - архитектором, музыкантом, поэтом, инженером, общественным деятелем. Спустя четыре года семья Дьяковой признает брак дочери. Художник не единожды обращался к образу этой незаурядной, богато одаренной женщины. В 1781 году он вновь будет писать ее ("Портрет М.А. Львовой", Государственная Третьяковская галерея). В образе Марии Дьяковой воплотился эстетический идеал эпохи Просвещения. Юная прелесть, очарование героини портрета для внимательного зрителя тех лет - есть отражение красоты ее внутреннего мира, душевных свойств. Мягкие переходы цвета, скользящие, прозрачные тени, колорит, построенный на тончайших сочетаниях зеленовато-оливковых, золотистых и бледно-розовых тонов, виртуозно переданная фактура воздушного шарфика, легко обвивающего шею, атласной ленты в пышных волосах, очаровательное задумчивое лицо с легкой улыбкой на устах говорили просвещенному зрителю о красоте и нежности души изображенной. В непринужденной грации позы, повороте головы отражалась внутренняя трепетность, подвижность утонченной натуры.

В 1783 году был написан Левицким известный и по ряду вариантов портрет Екатерины II (Русский музей). Строго говоря, настоящее произведение не является портретом в подлинном смысле этого слова. Не похож этот большой холст и на те работы Левицкого, о которых сейчас шла речь. В отличие от них он вовсе не передает реального облика изображаемого человека. Екатерина II представлена здесь не такой, какой она была в действительности, а какой хотела казаться своим современникам. «Портрет Екатерины II — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест). Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане - о победах России на Черном море. Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике,- аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы

Духом поэзии полно изображение дочери художника, Агаши Левицкой, исполненное в 1785 году (Третьяковская галерея). При взгляде на нее, одетую в нарядный национально-русский костюм и приветливо смотрящую на зрителя. В чудесном этом портрете Левицкого есть то, что так подкупало в его работах, когда он воссоздавал образы близких людей, - искренняя симпатия художника, которой согрето изображение. Проста обстановка представленной комнаты и строг характер великолепно написанного натюрморта: каравай хлеба, солонка, кружка кваса, расположенные на пестрой, крупным орнаментом украшенной скатерти. Образу данного произведения присущи черты настоящего демократизма. Восходящая к антроповским традициям смелость сочетания интенсивного голубого тона шелкового сарафана и столь же звучного - розовой душегрейки содействует возникновению у зрителя при соприкосновении с этим полотном ощущения праздничной полноты жизни.

С 1771 года начинается преподавательская деятельность Левицкого в Академии по портретному классу , причем в числе его учеников был занявший столь видное место в русском портретном искусстве рубежа XVIII - XIX века С.С. Щукин. С 1776 года Левицкий - «советник» Академии. В 1788 году он уходит в отставку, на пенсию. Связь с Академией после этого прерывается надолго. Лишь в 1807 году Левицкий вновь возвращается в число членов ее Совета. Этого по-видимому, добились друзья старика художника, испытывавшего в это время острую нужду.

О последующих десятилетиях жизни Левицкого сохранились почти столь же скудные сведения, как и о первых. Так, например, нет пока данных для решения вопроса о подлинных взаимоотношениях Левицкого с Боровиковским , относительно которых обычно говорят, как об учителе и ученике. И если дата смерти Левицкого известна (4 апреля 1822 года), то, где он похоронен, не установлено: в Петербурге или в Киеве.

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(около 1735—1822), художник .

Автопортрет
1783г, картон на дереве, масло,

Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца.
В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др. К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).
Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.).

Своеобразны и значительны женские портреты Левицкого. Среди них два портрета М. А. Львовой, урождённой Давыдовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа-Бернуцци (оба 1782 г.) и др. Тогда же созданы портреты М. Ф. Полторацкого (1780 г.), А. В. Храповицкого (1781 г.), А. Д. Ланского (1782 г.) и др.
В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II. В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола).

Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Левицким в последний период творчества. К 90-м гг. относятся портрет мужа и жены Митрофановых и портрет Н. И. Новикова (известен лишь по копиям, оригинал не сохранился).

К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью.


Екатерина I


Екатерина II

"Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия" - называется картина кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Величественная императрица Екатерина II изображена в храме Фемиды - греческой богини правосудия, восседающей справа в виде прекрасной античной статуи со своим обязательным атрибутом - весами в руке.

На алтаре перед Фемидой сжигает императрица маковые цветы. Мак - символ сна и покоя. Таким образом художник иносказательно сообщает, что правительница жертвует собственным покоем для общего блага, то есть без отдыха и сна заботится о народе.

Обратим внимание на облик Екатерины II на портрете: на голове её не золотая корона, украшенная драгоценными камнями, а лавровый венок - знак триумфа и славы. Вместо роскошного платья мы видим белое атласное одеяние, напоминающее античные одежды - это говорит о скромности и простоте царственной особы.

У ног её - орёл с ветвью оливы в клюве, сидящий на стопке книг. Эти книги - не какие-нибудь сборники сказок или любовные романы, а свод государственных законов. Орёл здесь обозначает само государство, страну. Оливковая ветвь же символизирует победы, плодородие и достаток. Получается, что при Екатерине II, в пору её царствования, царит закон и порядок и страна процветает.

Итак, художник не просто написал достоверный портрет императрицы - кстати, она даже никогда не позировала ему. (И уж конечно Екатерина II на самом деле не сжигала бутоны мака в греческом храме, а рядом с её ногами обычно сидела маленькая собачка-левретка, а не орёл). Напротив, не стремясь к портретному сходству, Д. Г. Левицкий создал образ «идеальной государыни». А помогли ему в этом многочисленные детали - символы, в которых он "зашифровал" смысл своего произведения. Это и есть "аллегория", в переводе с греческого - "иносказание".


Портрет Е.Р. Дашковой


Екатерина II


Портрет П.В Бакунинa Большого
1782г, холст, масло

Портрет E.A Бакуниной
(Жена П.В Бакунинa)

1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Г.К.Левицкого (?)
1779г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет А.Я.Левицкой
1780г, холст, масло,
Челябинская городская картинная галерея


Портрет И.В.Лопухина
~1802-1804г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сон убежал... Куда деваться?
Мне мниться образ неземной.
В который раз спешу признаться:
Вы мой похитили покой.
Художник Д. Левицкий, "Портрет М. Дьяковой"

Портрет М.А.Дьяковой
1778г, холст, масло, 61x50
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Анны Давиа Бернуцци
1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Урсулы Мнишек
(около 1750-1808)
1782.г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет M.И Мюссар
~1790г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Н.И.Новикова
(1744-1818)

До 1792г, холст, масло, 61 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Цикл знаменитых «Смолянок» - семь портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте. Эти портреты, выполненные художником Д. Г. Левицким в период с 1772 по 1776 годы, по праву считаются одной из вершин не только русской, но и европейской портретной живописи XVIII века. Они отличаются высоким мастерством исполнения, глубиной и тонкостью психологической характеристики.


Портрет Алимовой Г.И.
1775г, холст, масло, 222х166см


Портрет Борщовой Н.С.
1776г, холст, масло
1776. Холст, масло. 197х135 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
1773г, холст, масло,164 x 129
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет А.Д.Левицкой(Агаши)
дочери художника
1785г, холст, масло, 118x90
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Левшиной А.П.
1775г, холст, масло, 213х140 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Молчановой Е.И.
(1758-1809)
1776г, холст, масло, 181,5 х 142,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.И.Нелидовой
1773г, холст, масло, 164х106
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет А.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х, холст, масло. 61 x 50 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Екатерины Воронцовой в детстве
Конец 1780-х. холст, масло, 62 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет графини М.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х. холст, масло, 63 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е. А. Воронцовой
1783г, холст, масло, 49 x 60 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Прасковьи Воронцовой
`~1790г, холст, масло, 62,5 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет великой княжны Александры Павловны
(1783-1801) 1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Ф.П.Макеровского
в маскарадном костюме
1789г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Я.И.Билибина
(1779-1854)
1801г, холст, масло,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сын И.Х.Билибина

Портрет В.И. Митрофанова и и его жены М.А.Митрофановой
1790-e, холст, масло, 61,5 x 49,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет великой княгини Екатерины Павловны
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск

=====
Портрет великой княжны Елены Павловны. 1791. Холст, масло.
Левицкий был известен как создатель прекрасных детских и юношеских портретов. На этом портрете Левицкий написал 7-8 летнюю девочку, внучку Екатерины ІІ. Смотря на этот портрет, мы понимаем, что Левицкий был непревзойденным мастером детского портрета. А это в 18 ст. было редким явлением. В произведении присутствуют элементы парадного, репрезентативного портрета, а именно, композиционная схема, поза, одежда, награда. Вместе с тем исключительный талант и мастерство Левицкого позволили ему выйти за пределы официального портрета. Платье покроя взрослой дамы, пышная прическа и горделивая осанка, не могут скрыть очарования чистоты, естественности чувств маленькой девочки. С удивительным мастерством изображает художник нежное детское лицо в ореоле напудренных серебристых волос, открытый взгляд синих глаз, по-детски пухлые губы с чуть заметной улыбкой. Эта работа Левицкого принадлежит к одному из лучших детских портретов 18 века.


Портрет Марии Павловны в детстве
(дочь императора Павла I)

1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет М.П.Нарышкиной
1802г, холст, масло, 59 x49 см
Лувр


Портрет И.И.Шувалова
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Семена Романовича Воронцова
холст, масло, 69 x 51,5см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Портрет Ф.С.Ржевской и княжны Н.М. Давыдовой
1772г, холст, масло, 161 x 103
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дата написания – 1782 г. Холст находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Выдающийся мастер портретной живописи написал портрет светской красавицы, находясь на вершине мастерства, в годы своей наивысшей славы. С холста на […]

Дата написания – 1786 год. Находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва. Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших […]

Портрет великого французского философа относится к самым ранним опытам художника в этой области. Дидро считается незаурядным теоретиком искусства, хорошо разбирающимся в нем. Мыслитель скептически относился к собственным портретам, полагая, что его лицо […]

Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, […]

Полотно написано в 1783 году, на сегодняшний день находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Левицкий отличался особым подходом к вырисовыванию женских силуэтов. Он грамотно подчеркивал их нежность и изящество, что в […]

Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской является одним из экспонатов целой серии картин, посвященной изображению жизни благородных девиц из Смольного института. Это учебное учреждение объединяло под своими сводами лучших девушек Санкт-Петербурга и […]

ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Левицкий, Дмитрий Григорьевич - выдающийся русский портретист, академик (1735 - 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. Его талант высоко ценили современники; он пользовался уважением Екатерины II , Павла I , Александра I и постоянно был завален заказами. Временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Левицкого необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колотит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров живописны; особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по императорским дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя, шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофском дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с великим князем Константином Павловичем (в гатчинском дворце), великой княжны Александры Павловны (в Романовской галерее Зимнего дворца), отца художника (в московском публичном музее), купца Сезамова (там же), архитектора А.Ф. Кокоринова (в музее Академии Художеств), графа П.А. Зубова (там же). В музее Александра III: "Женский портрет", портреты Екатерины II (в трех экземплярах), Н.И. Новикова, графа Санти, Монахтиной, графини А.С. Протасовой, М.О. Полторацкого. В Третьяковской галерее портреты: И.И. Дмитриева, Г.Р. Державина, А.Н. Оленина (?), князя А.М. Голицына, М.Н. Кречетникова, Анны Давиа, Бакунина, Бакуниной. - См. С.П. Дягилев "Русская живопись в XVIII веке" (т. I, Левицкий, СПб., 1903).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (-), - 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1735-1822) российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей …
  • ЛЕВИЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? лучший из портретистов времен императрицы Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • ЛЕВИЦКИЙ
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Фёд. Вас. (1858-1933), актёр, засл. арт. УССР (1926). На сцене с 1888. Работал в первых проф. укр. театральных труппах …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Львович (1819-98), рос. мастер фотоиск-ва. Выразит. портреты деятелей рус. …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Ал-др. (1908-83), философ, писатель, литературовед. Род. в России. Окончил Карлов ун-т в Праге, ученик Н.О. Лосского. Деятель Нац.-трудового …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Орест Ив. (1848-1922), историк, археограф, этнограф, писатель народнич. направления, акад. (1919) и вице-през. (1919-21) АН УССР. Тр. по истории …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Олег Дм. (1909-61), геолог, ч.-к. АН СССР (1953). Осн. тр. по генезису гл. обр. оловянных и вольфрамовых м-ний Сибири …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ И.С., см. Нечуй-Левицкий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Дм. Григ. (ок. 1735-1822), рос. живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Анат. Ник. (1909-42), участник Дв. Сопр. во Франции, один из организаторов газ. "Резистанс". Сын рус. эмигранта, учёный-этнограф. Казнён гитлеровцами …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Ал-др Анд. (1885-1965), кинооператор, засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Основоположник рус. школы операторского иск-ва. Ф.: "Дворянское гнездо" (1914), "Портрет …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Андреевич (1885-1965) , российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1946). Основоположник русской школы операторского искусства. Фильмы: «Дворянское гнездо» (1914), …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • ЛЕВИЦКИЙ ФЕОДОСИЙ НЕСТЕРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Феодосий Нестерович - мистик (1791 - 1845). Был священником в Балте. Написал сочинение о близости страшного суда, которое отправил …
  • ЛЕВИЦКИЙ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Петр Иванович - терапевт (1838 - 1880). Окончил курс на медицинском факультете Казанского университета. Был профессором казанского, потом Варшавского …
  • ЛЕВИЦКИЙ ОРЕСТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Орест Иванович - исследователь южнорусской старины. Родился в 1849 г., учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете. Главные его …
  • ЛЕВИЦКИЙ КАЗИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Казимир Васильевич - военный деятель, генерал-лейтенант (1835 - 1890). По окончании военной академии был зачислен в гв. генеральный штаб. …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИОСИФ (LEVICKI) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий (Levicki), Иосиф - священник, галицко-русский писатель (1801 - 1860). Издал первую русинскую грамматику: "Grammatika jezyka ruskiego" (Пршемысль, 1843). Написал: …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Семенович, - более известный под псевдонимом Нечуй - талантливый малорусский писатель. Родился в 1838 г., учился в киевской …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН ЕМЕЛЬЯНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Емельянович - украинский писатель. Капитальный его труд - "Галицко-русская библиография XIX столетия с увзгляднением русских изданий в Угорщине …
  • ЛЕВИЦКИЙ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Григорий Васильевич - астроном (родился в 1852 г.); был профессор Харьковского и Юрьевского университета. Его магистерская диссертация: "Об определении …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир Иванович - писатель, родился в 1842 г.; протоиерей во Флоренции, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Магистерская его диссертация: "Богомильство …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир - украинский беллетрист, пишущий преимущественно под псевдонимами В. Сичовика и В. Лукича. В 1890 - 1896 годах редактировал …
  • ЛЕВИТСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ЛЕВИЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левитский (Левицкий), Григорий Александрович - писатель (умер в 1830 г.), священник. Учился в киевской и петербургской духовных академиях. Был профессором …