Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.

Цитаты в Викицитатнике

События книги происходят в среде запорожских казаков , в первой половине XVII века . История казацкого восстания 1637-1638 годов , подавленного гетманом Николаем Потоцким , легла в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и дала конкретные примеры драматических судеб героев. Одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая , родившийся в Стародубе в начале XVII века куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого , который имел троих сыновей: Назара, Хому (Фому) и Омелька (Емельян). Назар предал своих товарищей казаков и перешёл на сторону поляков из-за любви к польской паночке, Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, a Емельян стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также Иван Гонта , которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-полячки, хотя его жена - русская, а история - вымышленная.

При подготовке черновой рукописи к печати Гоголем были внесены многочисленные исправления. Большая небрежность черновой рукописи «Тараса Бульбы», пропуски отдельных слов, неразборчивый почерк, незаконченный вид отдельных фраз - всё это привело к тому, что в составе «Миргорода», опубликованной в 1835 году , вкралось множество погрешностей. К 1842 году у Гоголя появилась новая переработка «Тараса Бульбы», где появились новые эпизоды, а объём повести увеличился вдвое. Уехав в 1842 году за границу, Гоголь поручил все заботы о печатавшемся собрании всех своих сочинений Николаю Яковлевичу Прокоповичу , подчеркнув, что в его повести «Тарас Бульба» много погрешностей. В 1842 году вышла её вторая, переработанная редакция с изменениями Гоголя и Прокоповича, где Прокопович внимательно отнёсся ко всем просьбам Гоголя, и большая часть правок пришлась на долю слов и словосочетаний, которые не соответствовали нормам русского литературного языка (например, местоимение «сей» заменено на «этот»).

Сюжет

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии (Киев с 1569 года по 1654 год входит в состав Польши) два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровые и крепкие, лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого казака, как Запорожская Сечь . При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Мать всю ночь сидит над спящими детьми, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого казака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костеле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Казаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить казацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает казаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами казачества. Новый кошевой под напором самых воинственных казаков, и прежде всего Тараса, пытается найти обоснование для выгодного похода на Турцию, но под влиянием прибывших с Украины казаков, рассказавших о притеснениях польских панов и жидов-арендаторов над народом Украины, войско единодушно решает идти на Польшу, чтобы отомстить за все зло и посрамление православной веры. Таким образом, война приобретает народно-освободительный характер.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперед слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубно , где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Казаки осаждают город и ждут, когда в нем начнется голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из темных ночей Андрия будит ото сна татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблен Андрий. Татарка шепотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осажденным, проходят в город мимо пьяных казаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое - половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остается продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас уговаривает Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?» - «Слышу!» - отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прощённые ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание - собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая всё живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают, наконец, полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. В последнюю страшную минуту предрекает старый атаман объединение русских земель, погибель врагам их и победу православной веры.

Казаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.

История создания повести

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана , «Историю о казаках запорожских» князя Семёна Ивановича Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца , Самуила Величко , Григория Грабянки и т. д. помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: украинские народные песни , особенно исторические песни и думы.

«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе «Сочинений» Гоголя повесть «Тараса Бульба» вышла в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842 года. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. Благодаря чему второе издание является более полным, чем издание 1835 года, несмотря на некоторые претензии Гоголя из-за множества существенных несогласованных правок и изменений оригинального текста при редактуре и переписке.

Оригинал авторской рукописи «Тараса Бульбы», подготовленный Гоголем для второго издания, был найден в шестидесятые годы ХІХ в. среди подарков графа Кушелева-Безбородко Нежинскому лицею . Это так называемая нежинская рукопись, полностью написанная рукой Николая Гоголя, внёсшего немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, переработавшего восьмую и десятую главы.

Благодаря тому, что граф Кушелев-Безбородко в 1858 году выкупил у семьи Прокоповичей этот оригинал авторской рукописи, появилась возможность увидеть произведение в том виде, который устраивал самого автора. Однако в последующих изданиях «Тарас Бульба» перепечатывался не с оригиналов рукописи, а с издания 1842 года, лишь с незначительными правками. Первая попытка сблизить и объединить авторские оригиналы рукописей Гоголя, отличающиеся от них писарские копии и издание 1842 года была сделана в Полном собрании сочинений Гоголя .

Различия между первой и второй редакцией

В версию для издания «Сочинений» (1842) был внесён ряд существенных изменений и значительных дополнений, по сравнению с оригиналом 1835 года. В целом версия 1842 года более цензурирована, частично самим автором, частично издателем, местами с нарушением оригинальной стилистики первоначальной версии произведения. В то же время эта версия более полная, и историко-бытовой фон повести значительно обогатился - дана более подробная характеристика возникновения казачества , запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубно заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу .

Редакция 1835, часть І:

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешенным владением, к каким принадлежала тогда Украйна … Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом и глазом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своем. „Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ - обыкновенно говорил он и вмешивался в дело.

Редакция 1842, часть І:

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия , оставленная своими князьями, была опустошена , выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников… Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Оригинальный авторский вариант переработанной рукописи был передан автором Н. Я. Прокоповичу для подготовки издания 1842 года, однако отличается от последнего. После смерти Прокоповича рукопись была приобретена, в числе других рукописей Гоголя, графом Г. А. Кушелевым-Безбородко и пожертвована им Нежинскому лицею князя Безбородко ; в 1934 г. рукопись была передана из библиотеки Нежинского пединститута в рукописное отделение Библиотеки Украинской Академии Наук в Киеве.

Ни издание 1842 года, ни издание 1855 года не могут быть положены в основу выработки канонического текста повести, так как они засорены посторонними редакторскими исправлениями. В основу опубликованного текста повести положен текст, подготовленный к изданию самим Гоголем в 1842 г., то есть текст автографа; недостающие места взяты из писарской копии, куда они переписывались с исправленного экземпляра «Миргорода» (в нескольких случаях текст брался из «Миргорода» без изменений и таким образом может быть проверен непосредственно по изданию «Миргорода»). Лишь в нескольких случаях текст отступает от рукописи, исправляя предполагаемые описки или восполняя пропуски. Согласно общим принципам издания, в основной текст не вводятся ни поправки, сделанные Н. Я. Прокоповичем по поручению Гоголя в издании 1842 года, ни позднейшие (1851-1852) поправки самого Гоголя, нанесенные в корректуре на текст издания 1842 года, поскольку отделение гоголевской правки от негоголевской не может быть произведено в этом тексте с полной уверенностью и последовательностью .

Критика повести

Наряду с общим одобрением, которым встретили критики повесть Гоголя, некоторые аспекты произведения были найдены неудачными. Так, Гоголю неоднократно ставили в вину неисторичность повести, чрезмерную героизацию казачества, отсутствие исторического контекста, что отмечали Михаил Грабовский , Василий Гиппиус , Максим Горький и другие . Критики считали, что это может быть объяснено тем, что писатель не обладал достаточным количеством достоверных сведений об истории Украины. Гоголь с большим вниманием изучал историю родного края, но информацию он черпал не только из довольно скудных летописей, но и из народных преданий, легенд, а также откровенно мифологических источников, вроде «Истории русов », откуда им были почерпнуты описания зверств шляхтичей, бесчинства евреев и доблести казаков . Особое недовольство повесть вызвала в среде польской интеллигенции. Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Негативно высказывался о «Тарасе Бульбе» Михаил Грабовский, хорошо относившийся к самому Гоголю, а также многие другие польские критики и писатели, такие как Анджей Кемпинский, Михал Бармут, Юлиан Кшижановский . В Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя .

Антисемитизм

Повесть также критиковалась за антисемитизм некоторыми политиками, религиозными мыслителями, литературоведами. Лидер правого сионизма Владимир Жаботинский в статье «Русская ласка» так оценивал сцену еврейского погрома в повести «Тарас Бульба»: «Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное, ясное веселье, не омрачённое даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги - ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды» . Как отмечал литературовед Аркадий Горнфельд , евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишённые всяких человеческих черт. По его мнению, образы Гоголя «запечатлены заурядным юдофобством эпохи»; антисемитизм Гоголя исходит не от жизненных реалий, а от устоявшихся и традиционных теологических представлений «о неведомом мире еврейства»; образы евреев шаблонны и представляют собой чистую карикатуру . Согласно мнению мыслителя и историка Георгия Федотова , «Гоголь дал в „Тарасе Бульбе“ ликующее описание еврейского погрома», что свидетельствует «об известных провалах его нравственного чувства, но также о силе национальной или шовинистической традиции, которая за ним стояла» .

Несколько иной точки зрения придерживался критик и литературовед Д. И. Заславский . В статье «Евреи в русской литературе» он также поддерживает упрёк Жаботинского в антисемитизме русской литературы, включая в список писателей-антисемитов Пушкина , Гоголя, Лермонтова , Тургенева , Некрасова , Достоевского , Льва Толстого , Салтыкова-Щедрина , Лескова , Чехова . Но при этом он находит оправдание антисемитизму Гоголя следующим образом: «Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической борьбе украинского народа в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их несчастье». «Евреи „Тараса Бульбы“ карикатурны. Но карикатура - это не ложь. … Ярко и метко обрисован в поэме Гоголя талант еврейской приспособляемости. И не льстит это, конечно, самолюбию нашему, но надо признать, что зло и метко схвачены русским писателем некоторые исторические черты наши» .

Поэтизация насилия

Филолог Елена Иваницкая видит в действиях Тараса Бульбы «поэзию крови и смерти» и даже «идейный терроризм»

Тарас Бульба стал символом отваги и любви к отчизне. Персонаж, появившийся на свет из-под пера Николая Гоголя, успешно прижился в кинематографе и даже в музыке – оперные постановки по мотивам гоголевской повести идут в театрах всего мира, начиная с конца 19 века.

История создания

Повести «Тарас Бульба» отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения родился в 1830-ых годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры персонажей, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.


Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры – со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Ценность имело все, от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана «Description d"Ukranie» и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».

Но историческим фактам, которые переплелись в новом произведении классика, не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил блестяще, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклор даже послужил основой для создания образов и характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.


Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы:

«Не достойна ли я вечных сожалений? … Не горькая ли доля пришлась на часть мне?»

Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность. Противоречивую и сложную повесть не стоит воспринимать как достоверное подтверждение истории, ведь даже точное время событий непонятно. Литературное детище Гоголя имеет больше художественную ценность.

Биография и краткий сюжет

Место действия разворачивается на Украине между 1569 и 1654 годами, когда Киев входил в состав Речи Посполитой. Выпускники Киевской бурсы Остап и Андрий вернулись в родной дом. Тарас Бульба – старый казак, дослужившийся до полковника, – встретив сыновей, не смог сдержать иронии. Предметом его насмешек стали семинарские наряды отпрысков, из-за чего случилась драка между главой семьи и старшим сыном Остапом. Впрочем, Тарас остался доволен спортивной формой наследника.


В тот же день на совете с соратниками Бульба озвучил решение послать сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы обучить молодых людей воинской науке. Но и сам, распираемый гордостью за отпрысков, отправился вместе с ними, чтобы лично познакомить с полковыми товарищами. В дороге постаревший отец ностальгирует по молодой бурной жизни, у Остапа сердце обливается кровью из-за матери (женщина тяжело простилась с детьми, не желая отпускать в Сечь), а Андрий поглощен мыслями о красавице-полячке, с которой повстречался в Киеве.

В Сечи казаки вели разгульный образ жизни – пьянствовали, дурачились, делали все, кроме совершенствования боевых навыков. Этим предпочитали заниматься в реальных битвах. Юные новички с радостью окунулись во всеобщее веселье, но такой поворот не устраивал Тараса Бульбу, и он подбил товарищей идти с войной на Польшу, чтобы отомстить за притеснение украинского народа.


В боях наследники главного героя возмужали, отец любуется статью и подвигами сыновей, которые выбились в первые ряды казачьего войска. Осадив город Дубно, вояки грабили беззащитные поселения и измывались над местным населением. Однажды ночью Андрий получил весть о том, что его возлюбленная полячка тоже в городе и умирает от голода. Юноша, прихватив мешки с хлебом, отправился на встречу.

Любовь Андрия оказалась настолько всеобъемлющей, что заставила молодого человека отречься от Родины и семьи. В это время в лагере его бывших сотоварищей подкрепленные свежими силами враги перебили часть напившихся казаков и прошли в Дубно, а на Тараса обрушилась страшная весть о предательстве сына. Сечь тоже терпит поражение – на оставшихся без «головы» казаков напали татары.

Жители осажденного города осмелели и вышли на бой с казаками, в рядах поляков был и Андрий. Бульба покарал сына за измену, заманив его в лес. Страшный эпизод смерти Андрия Гоголь описал в подробностях, вложив в уста главного героя фразу, которая позднее стала крылатым выражением:

Запорожцы потерпели фиаско в бою, в котором Тарас Бульба потерял и второго сына – Остап попал в плен. Молодого человека казнили на городской площади. Тарас присутствовал при пытках наследника и даже ответил ему на призыв:

«Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

В поход на поляков отправились 120 тысяч казаков. В бою Тарас, движимый местью за потерянного сына, удивил соратников небывалой жестокостью и злостью. Противники потерпели поражение, пообещав казачьему войску забыть обиды, однако Бульба не поверил присяге гетмана «ляхов» Николая Потоцкого. И оказался прав – поляки подкрепили силы и разгромили казаков, оставленных Тарасом.


Но и главного героя поляки настигли. В четырехдневном бою войско Тараса Бульбы пало, старого атамана приковали цепями к вековому дубу и сожгли на костре. Перед смертью отважный казак пророчил объединение земель Руси и победу православной веры.

Образ и главная мысль

Николай Гоголь создал собирательный образ запорожских казаков, сделав Тараса Бульбу защитником свободы и национальной независимости. Смелость, любовь к Родине и христианской вере, свободолюбивость – такие качества автор переплавил в характере главного героя, и получился идеальный хрестоматийный казак.


В контексте борьбы за автономность Украины Гоголь поднял вопросы границ между смелостью и трусостью, верностью и предательством.

Экранизации

Первые экранизации «Тараса Бульбы» стартовали в эпоху немого кино. В 1909 году попробовал перенести на экраны характер казака пионер российского кинематографа Александр Дранков. В главной роли короткометражки выступил Анисим Суслов.

В дальнейшем за нетленный труд украинского писателя брались немцы, французы, англичане и даже американцы. Список фильмов включает:

  • «Тарас Бульба» (1924)
  • «Тарас Бульба» (1936)
  • «Тарас Бульба» (1962)
  • «Taras Bulba, il cosacco» (1963)
  • «Тарас Бульба» (1987)
  • «Дума о Тарасе Бульбе» (2009)
  • «Тарас Бульба» (2009)

Наиболее интересными постановками критики и зрители называют картину 1962 года, поставленную в Америке, где образ атамана воплотил . «Тарас Бульба» 1936 года любопытен тем, что, хотя лента создавалась во Франции, ее режиссером выступил россиянин Алексей Грановский. Перевоплотился в казака Гарри Бор.


Но самый знаковый фильм, основанный на книге Гоголя, представил . Весной 2009 года толпы любителей классической литературы потянулись в кинотеатры и не разочаровались – в роли Бульбы оказался неотразим. Эмоций добавили реалистичные сцены баталий – авторы включили в сценарий пять боев. География съемочных площадок охватила Россию, Украину и Польшу.


Вместе с Богданом Ступкой в кадрах блистают звезды кино (Андрий), (Остап), (Мосий Шило), (Степан Гуска), Лесь Сердюк (есаул Дмитро Товкач). Женские образы в ленте воплотили (панночка, возлюбленная Андрия) и (жена Тараса). К созданию картины привлекли продюсера из Голливуда Ника Пауэлла, в копилке которого работа над фильмом «Храброе сердце». Он контролировал постановки батальных сцен.


Ступка признавался журналистам в интервью, что пережил самый страшный фильм в карьере:

«Семь месяцев снимали, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка - под ней голова хоть не грелась».
В итоге постановка Бортко собрала девять премий и наград.
  • В 1941 году украинский националист Василий Боровец, который сформировал вооруженное управление УПА, взял себе псевдоним Тарас Бульба. Членов организации так и называли – «бульбовцы».
  • Владимир Бортко планировал высадить «киношный десант» близ старинного замка города Дубно, но оказалось, что здание перестроили еще в 18 веке, лишив его средневекового колорита. Тогда съемочная группа перебралась к Хотинскому замку, построенному в 15 веке.

  • Боевые костюмы максимально приближены к оригиналу обмундирования описываемых в повести времен: пояса из настоящей кожи, оторочка из бархата, а клепки выкованы из металла.
  • В массовках картины задействовали тысячу человек, в том числе местных жителей. Трюки исполнили 100 каскадеров, а казаков и поляков носили на себе 150 лошадей.
  • Режиссер «Тараса Бульбы» рассказал на одном из кинофестивалей, что во время съемок похудел на 20 кг – такой изнурительной получилась работа. Каждый дубль приходилось снимать по 10-15 раз.
  • Фильм Бортко обошелся в $15,7 млн. Ник Пауэлл провел свои расчеты и заявил, что, если бы картину снимали по голливудским стандартам, то авторы потратили бы не меньше $100 млн.

Цитаты

«А поворотись-ка, сынку!»
«Я тебя породил, я тебя и убью!»
«Есть еще порох в пороховницах?!»
«Терпи, казак, - атаман будешь!»
«Нет уз святее товарищества!»
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
«Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!»
«Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... Нет, так любить никто не может!»
«Неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот».
«Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она и согнется».
«Велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она».
«Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».
«Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он все-таки поставит на своем».

Шупикова Татьяна Сергеевна

Место работы, должность: МКОУ "Берёзовская СОШ»Дмитриевского района, Курской области; учитель русского языка и литературы

Уровень образования : основное общее образование

Целевая аудитория: 7 класс

Предмет: Литература

Тема урока: «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Ц ели урока :

    Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба».

    Воспитывать уважение к матери и чувства патриотизма на примере героев произведения.

    Формировать у учащихся навык работы с текстом художественного произведения.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 7

Используемые учебники и учебные пособия:

В.Я. Коровина. Литература. 7 класс: В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование :

Оборудование для учителя : компьютер, мултимедийный проектор; карточки с заданием для групповой работы, портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации с изображением главных героев произведения.

Оборудование для учащихся : учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, образец таблицы для домашней работы.

Краткое описание:

Актуализация: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации. Мотивация: создание проблемной ситуации, инсценирование эпизода из повести, чтение наизусть прозаического текста под музыкальное сопровождение, работа в группах. Приемы обучения: показ, наблюдение, сравнение, анализ, вывод. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный. Виды работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Структура урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка проблемы. Сообщение цели урока. 4. Изучение новой темы. 5. Обобщение и систематизация новых знаний. 6. Анализ и оценка итогов работы. 7. Домашнее задание.

    Организация класса.

Слово учителя.

1 . Прозвенел звонок… как в театре…

Все расселись по местам, тишина.

Открывается занавес, и на сцене –

Николай Васильевич Гоголь –

Подлинный мастер языка (проецируется портрет Н.В. Гоголя ).(Сл.1)

    Проверка домашнего задания

Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу. Давайте вспомним, что мы уже знаем о Н.В. Гоголе.

1) Беседа:

- Когда и где родился писатель? Кто его родители?

СООБЩЕНИЕ 1 (Сл.2)

Ученик: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Сорочинцы, бывшей Полтавской губернии, на Украине. Он происходил из небогатой помещичьей семьи и провёл детство в родительском имении, в деревне Васильевке .(Сл.3)

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, (Сл.4) был живой, талантливый человек, с наклонностью к романтической мечтательности, которая соединялась у него с юмористическими способностями. Он писал стихи и сочинял на украинском языке комедии.

Мать Гоголя ,(Сл.5) Мария Ивановна, была добрая, простодушная женщина. Преждевременная смерть мужа, последовавшая в 1825 году, была для неё тяжким горем. Вся её любовь сосредоточилась на детях. У неё было четыре дочери и сын “Никоша”, как называли Николая Васильевича дома. Любимцем матери был старший из детей – Никоша.

Родители Гоголя принадлежали к образованному слою украинского дворянства и были в близких отношениях со многими замечательными людьми из соседей. Недалеко от Васильевки, в деревне Обуховка жил поэт и драматург Василий Васильевич Капнист. Маленький Гоголь писал стихи в подражание отцу, и Мария Ивановна вспоминала потом, как она, когда Капнист приезжал в Васильевку, показывала ему детские стихи сына и как старый поэт пророчил ему блестящую будущность.

Отец заботился о литературном образовании детей. Он разговаривал с ними о литературе и во время прогулок задавал разные темы для стихотворений. Старший сын, Никоша, всегда с успехом справлялся с этими литературными упражнениями.

Слово учителя : Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданьями, которые будоражили воображение. Рядом с Васильевкой , где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей. Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Марией. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

- Где учился Н.В. Гоголь?

СООБЩЕНИЕ 2: (Сл.6)

Ученик: Незабываемый след в жизни и творчестве великого Гоголя оставила Гимназия высших наук в Нежине. Она была основана братьями А.А. и И.А. Безбородьками – видными государственными деятелями Российской империи; (Сл.7) строительство учебного заведения университетского типа велось с 1808 по 1818 год на средства графа Безбородько и его же крепостными.

Учащиеся в Нежинской гимназии обитали в отдельном пансионе. В одной из комнат этого пансиона с 1 мая 1821 по 27 июня 1828 года жил будущий великий русский и украинский писатель Н.В. Гоголь . (Сл.8)

Совсем еще юному Николаю было всего 7 лет, когда его родители привезли в провинциальный Нежин из родового поместья Гоголей-Яновских. Среди своих сверстников он, будучи болезненным и довольно тощим ребенком, выглядел явным младенцем. Ему очень трудно давались первые месяцы учебы и жизнь вдали от дома, без заботливых маминых рук.

Юный Гоголь постигал азы наук без особого рвения. Он не пас задних, но и не был в первых рядах. Если предметы гуманитарного цикла он постигал легко – успехи были на уровне современного «хорошиста», то точные «науки» вовсе не давались ему. По четырехбальной системе оценивания, например, по дифференциальным и интегральным уравнениям он получил годичную оценку – кол, а двойку – по коническим сечениям (раздел геометрии). Зато не было ему равных по Закону Божьему и нравоучительной философии. По окончанию учебы Николай получил самый низший XIV-классный чин, который можно было присвоить гимназисту-выпускнику.

Николай еженедельно писал письма в родную Васильевку и с нетерпением ждал ответа. Раз в месяц письма были стандартного образца: «Маменька, мне срочно нужно…» и далее следовал список на два-три листа с детальным перечислением всего того, что просил Николаша у своих родителей, еле сводившими концы с концами. Чем старше он становился, тем чаще просил присылать информацию о народных песнях, легендах, поговорках, обычаях, поверьях и всего того, из чего черпал образы для своих первых литературных проб.

Учитель: Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учился играть на скрипке, занимался живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах. Однако все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью и не думает всерьез о писательстве.

- Что вы можете сказать о начале его литературной деятельности?

СООБЩЕНИЕ 3:(сл.9)

Ученик: Закончив Нежинскую гимназию летом 1828 г., Гоголь в декабре отправляется в Петербург. Не имеющий ни денег, ни сановных знакомств, долго не может найти службу. Только в ноябре 1829 г. его берут в Департамент государственного хозяйства «на испытание». С апреля 1830 г. он служит в Департаменте уделов писцом. Получает гроши, остро нуждается. Безуспешно пытается поступить на сцену. Неудачны и первые шаги на литературном поприще. В 1829 г. Гоголь издает «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В. Алова. Поэма вызвала отрицательные отзывы в журналах. Гоголь тяжело пережил этот удар. Он скупил на последние средства нераспроданные экземпляры и сжег их. Петербург произвел на Гоголя удручающее впечатление своим бюрократизмом, меркантильностью, бездуховностью, «…все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» - пишет он матери. Но неудачи не сломили юношу.

Он продолжает литературные труды, резко меняя направление творчества: черпает вдохновение в украинском фольклоре, гениально угадывая и подхватывая начавшееся углубленное обращение русской литературы к народности. Письма родным Гоголь наполняет просьбами собирать и присылать ему народные сказки, песни, сообщать об «обычаях и нравах малороссиян», поверьях, костюмах. В течение 1830-1831 гг. выходят анонимно несколько произведений Гоголя: «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», впоследствии вошедший в «Вечера на хуторе близ Диканьки», глава из исторического романа «Гетьман», отрывки из «малороссийской повести» «Страшный кабан», этюд «Женщина».

Учитель: В Петербурге Гоголь пишет первые свои повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, Пушкиным. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия..!» Гоголь обсуждает с Пушкиным свои творческие планы. Пушкин поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывал темы новых работ. Идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подсказал Гоголю тоже он.

- Итак, назовите его произведения которые вам знакомы. («Ревизор», «Вечера…» и д.р.)

Ш. Постановка проблемы. Сообщение целей урока.

1. Слово учителя.

Вы назвали наиболее значимые произведения Н.В. Гоголя. С комедией «Ревизор» мы познакомимся с вами в 8 классе, поэму «Мертвые души» будем изучать в 9 классе. А с повестью «Тарас Бульба» начнем знакомиться прямо сейчас . (Сл.10)

Итак, тема нашего урока … А, впрочем, вы ее сформулируете сами. Слушайте, наблюдайте, анализируйте, будьте внимательны к мнению одноклассников, и тогда вы без труда сможете сформулировать тему урока сами немного позже.

Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с историей Украины 16 века; понаблюдаем за тем, как Гоголь отразил историческую эпоху в своем литературном труде - в повести «Тарас Бульба», продолжим формировать правильную, красивую речь.

1У. Новая тема.

1. Слово учителя.

Действие повести «Тарас Бульба» происходит на Украине в 16 веке, где в это время хозяйничают польские землевладельцы – паны. Послушайте историческую справку об этом времени.

СООБЩЕНИЕ «Украина в 16 век (сл.11)

В XVI веке на украинских землях западнее Днепра хозяйничала польская шляхта. Часть украинской знати приняла католичество, ополячилась, чтобы сохранить и увеличить свои привилегии. Но простой люд упорно сопротивлялся, хранил язык, веру, обычаи предков.(сл.12) Опорой всем стремившимся к независимости была Запорожская Сечь - вольное казачество, обосновавшееся в низовьях Днепра на острове Хортица.(сл.13)

За полверсты до Сечи находилось предместье, в котором жили кузнецы, кожевники, крамари, люди всех наций. Предместье «одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей».

Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней - военных подразделений, «которые очень походили на отдельные, независимые республики». Куренями же назывались жилые помещения. Они были покрыты дерном или войлоком, обнесены небольшими земляными валами, возле некоторых были установлены пушки. Посередине Сечи располагался майдан, где собиралась рада.(сл.14)

В Сечи царил дух демократии. Между запорожцами были товарищеские отношения. Все важнейшие вопросы казацкой общины решались на общей сходке - раде. На раде казаки выбирали кошевого атамана и старшину: судью, писаря, есаулов. В куренях избирали куренного атамана.

Принимали в Сечь всех, кто сюда приходил. Никто не спрашивал у пришельцев, «откуда они, кто они и как их зовут». Кошевой, к которому они являлись, интересовался только, веруют ли пришедшие во Христа, ходят ли в церковь, и просил их перекреститься.(сл.15)

Казаки не обременяли себя никаким вещами. Всё - «деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо» - хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».

Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему казачеству». Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть. Не платившего должника приковывали к пушке, где он сидел до тех пор, пока его не выкупят. Страшная казнь полагалась за смертоубийство. Убийцу опускали в яму, поставив поверх него гроб с телом убитого, и заживо засыпали землей.

Военному искусству в Сечи обучали во время боя. «Юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Промежутки же между ними «казаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли». Это было какое-то беспрерывное шумное пиршество. Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и независимость родной земли.

Н. В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.

3. Слово учителя.

Интерес к украинской истории возник у Гоголя неслучайно. Он собирался написать серьезный научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но собранные материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы автором в работе над повестью.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя Родины, во имя свободы рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Итак, представьте себе, что мы приглашены в гости к Тарасу Бульбе. Сегодня у него в доме радостное событие. С учебы вернулись его сыновья – гордость и надежда Тараса. События начинают разворачиваться прямо у нас на глазах .(Сл.16)

4. Работа с текстом.

4.1. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями».

Да, энергично прошла встреча отца со своими сыновьями после долгой разлуки. А не проявить ли и нам ловкость и сноровку в физических упражнениях. Объявляю физминутку.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

4.2. Беседа:

Дома вы прочитали первую главу, а теперь ответьте:

Как зовут наших героев?

Что вы можете сказать о каждом из них?

Какие качества, по-вашему мнению, особенно ценил Тарас Бульба в казаках (на примере сыновей). (Любовь к Родине, доблесть, отвагу, преданность, выносливость, храбрость...)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Действительно, Гоголь ставил перед собой задачу показать, что характер Тараса Бульбы и отношение его к жизненным ценностям определены историей страны.

Эпоха была столь замечательна, что нашла отражение не только в литературе, но и в других видах искусства.

4.3 РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ (Сл.17)

Рассмотрим картину И.Е.Репина « Запорожцы».

Есть ли среди изображённых на картине запорожцев герой (или герои),похожий на Тараса Бульбу?

Что удалось передать художнику?

Глядя на картину, можно сделать вывод о том, что представляли собой запорожцы (казаки) и о том, что они воевали.

4.3. Работа в группах .

А сейчас вместе с героями повести мы позволим себе войти в дом Тараса Бульбы. Что мы здесь увидели? Для чего Гоголь поместил описание светлицы в свою повесть? Над этими вопросами поработает 1 группа. Вопросы:

1. Прочитайте описание светлицы (с. 145-146)

2. Что вы увидели

На стенах,

На полках,

Какая обстановка?

3. Зачем автор ввел в повесть описание светлицы?(Интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. На первом плане – оружие – это главное для хозяина. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки)

П группе предстоит ближе познакомиться с хозяином дома – Тарасом Бульбой. Думаю, что они интересно проведут время и поделятся с нами своими впечатлениями.

1. Прочитайте эпизоды и описания, связанные с личностью Тараса Бульбы.

2. Вопросы:

Как описывает Тараса Бульбу автор? (с. 148-149) .

В чем смысл его жизни?

Обратите внимание на то, как Тарас Бульба относится к жене, сыновьям

Какое впечатление сложилось у вас о Тарасе Бульбе

Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет?

Пока одни рассматривают светлицу, другие знакомятся с Тарасом, Ш группа понаблюдает за милой женщиной – матерью сыновей Тараса.

1. Тарас Бульба решил везти сыновей в Запорожскую Сечь. Как отнеслась к решению мужа мать (с. 149).

2. Вопросы:

На что надеялась мать? Оправдались ли ее надежды? (с. 149).

Прочтите отрывок наизусть «Мать у изголовья сыновей» (предварительное задание к уроку) (с. 152).

Какое чувство заполняет вашу душу?

Какова же судьба женщины, жены, матери того времени? Как в ее образе отразилась историческая эпоха? (с. 150).

У. Обобщение, первичное закрепление и систематизация новых знаний.

1. Обсуждение заданий.

Давайте прочитаем описание светлицы.(сл.18)

1 группа: С какой целью автор дает нам описание светлицы?(Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоминания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об образе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и характер хозяина дома - человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с товарищами.)

2 группа прочитайте отрывок,в котором говорится о Тарасе Бульбе.(сл.19)

Что вы узнали о Тарасе Бульбе? Как эта личность характеризует эпоху, в которой живет? ?(Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)

3 группа у вас было задание прочитать отрывок наизусть,пожалуйста..(Сл.20)

Как в образе матери отразилась историческая эпоха? (она олицетворяет собой всех жен и матерей казаков, не вернувшихся из боя.

Динамичный сюжет передает ощущение материнской тревоги, последнего прощания, мать как будто предчувствует беду… Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:

Бледная, худощавая и добрая мать,

Худощавая старуха-мать,

Бедная старушка,

Одна бедная мать,

Бедная старушка,

Бедная мать, мать, слабая как мать.)

2. Слово учителя.

Одни я в мире подсмотрел

Святые, праведные слезы, -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Эти строки Некрасова очень тонко подметили состояние души женщины, матери, провожающих своих детей на войну. Повернуть историю вспять ей не под силу. Тарас Бульба задолго до возвращения сыновей домой решил их судьбу: быть им защитниками своей Родины, как и он сам, поэтому принимает решение: сыновья вместе с ним едут в Запорожскую Сечь. Как велико горе матери, как трогательна сцена прощания ее с сыновьями. И с чувством тяжести на душе мы тоже провожаем сыновей Тараса Бульбы и думаем, что же ждет их впереди. Об этом поговорим на следующих уроках.

У1. Итоги урока.

1. Обсуждение формулировки темы урока.

А сейчас вернемся к началу нашего разговора и попробуем сформулировать тему нашего урока. Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какое предложение вы считаете наиболее удачным. Итак, тема, которой мы посвятили свой урок – (сл.21) «Историческая эпоха на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    Вывод по уроку.

Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опираясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи?

( Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая глава построена на антитезе: «суровый колорит» казачества и нежная любовь женщины, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувство. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по натуре, живущий по суровым законам бранного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужденную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определяло характеры, отношения и жизнь людей.)

Время действия в повести «Тараса Бульба» отнесено к прошлому. Именно там видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. В прошлом были сильные и прекрасные люди, в настоящем он их не видит. Но могут ли они быть? Этот вопрос писатель задает себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает читателю мысль: настоящие люди могут и должны быть другими. Герои гоголевской Сечи, с которыми мы уже познакомились и те, с кем еще предстоит познакомиться – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

3. Оценки за урок.

УП. Домашнее задание.

Всех благодарю за урок.

Поработали мы на славу.

Подвели работы итог –

Сформулировали тему сами.

Запишите задание на дом:(сл.22)

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: сформировать знания об истории создания повести; совершенствовать умение анализировать текст; развивать критическое мышление, речь, внимание, память; воспитывать патриотизм, чувство товарищества.

План.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Актуализация знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Представление итога самостоятельной работы.
  6. Подведение итогов. ДЗ.

Ход.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (так ли это?... вспоминаем произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Почему же писатели 19 (да и 20, и 21 века) обращаются к прошлому?...

Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

Сегодня мы начнём знакомство с повестью украинского, русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Что вам известно об этом писателе?

Работа с таблицей:

Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”….

О том, как была создана повесть, вы познакомитесь, используя материал учебника и дополнительную информацию, работа в группах. Результаты своей работы вы представите на постере. Разработаем критерии оценки и постера, и ответа по нему:

1. Качество ответа (умение отбирать информацию; полнота и разнообразие информации)

2. графичность постера.

3. …..

Работа в группах.

Дополнительный материал для работы в группах.

В “Тарасе Бульбе” нет эпической.

образ

Представление результатов работы.

Подведение итогов. Оценивание работы групп.

Дополнительный материал о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

Предварительный просмотр:

Задания для группы №1

  1. Составьте кластер по тексту.

Задания для группы №2

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Задания для группы №3

  1. Внимательно прочтите материал учебника (стр.77-79).
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Задания для группы №4

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте 3 "тонких" и 3 "толстых" вопроса по тексту. (Для справок: ТОНКИЕ ВОПРОСЫ проверяют знание и усвоение фактического материала - что? где? когда?.... ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ проверяют умение размышлять, сравнивать, делать выводы - почему? что, если...? зачем? )

Задания для группы №5

  1. Внимательно прочтите предложенный текст и материал учебника (стр.77-79).
  2. Составьте кроссворд (не менее 10 слов)

Задания для группы №6

  1. Внимательно прочтите предложенный текст.
  2. Составьте кластер по тексту.
  3. Подготовьтесь ответить на вопросы.

Предварительный просмотр:

Карты оценивания группового проекта

Критерии:

1. ______________________________________________

2. ______________________________________________

3. ______________________________________________

4. ______________________________________________

5. ______________________________________________

Группы

Баллы

3 - отлично, все требования соблюдены

2 - хорошо, но есть недочёты

1 - много недочётов

0 - работа не выполнена

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №6

Критерии оценивания работы группе № _____

3 балла - отлично

2 балла - хорошо

1 - удовлетворительно

0 баллов - не участвовал

Фамилия, имя

Предложение идей

Участие в обсуждении

Участие в оформлении работы

Общее количество баллов

  1. Анализ имени.
  2. Речевая характеристика.

План характеристики литературного героя.

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в развитии сюжета.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики литературного героя.

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в развитии сюжета.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.