Что может объединять старую баньку, стадо коров и обитателей водоема?

На первый взгляд — ничего!

Правда, здесь дело обстоит гораздо серьезней.

А история, которую мне рассказал Валерий Николаевич, коллега-рыболов, охранник автостоянки, уходит корнями в прошлый век.

Так вот, эту рыбацкую быль он узнал еще в детстве от жителей деревни Калка, расположенной возле озера Бездонного.

Водоемчик размером примерно 1000 на 300 метров находится в двадцати пяти километрах северо-западнее Пскова.

Рядом, строго на север от него, в 250 метрах Псковское озеро.

Размеры этих озер, конечно же, несоизмеримы. Озерцо Бездонное, по его словам, глубокое.

Когда, повзрослев, он там ловил лещей, то пятнадцати метров лески не хватало, чтобы достать до дна, приходилось добавлять еще четыре-пять метров. Как он утверждает (и, видимо, на то есть основания), озерцо соединяется с Псковским водоемом природным подводным каналом.

Событие случилось не менее чем полвека назад.

Знойным летом того памятного года деревенское коровье стадо, измученное жарой и особенно укусами назойливых кровососов, ища спасения, устремлялось в Бездонное и продолжительное время принимало там водные процедуры и стоя, и лежа, и ближе, и дальше от берега.

С некоторой поры владельцы буренок стали замечать, что пять-шесть коров из стада приходили к своим дворам без молока.

Возмущениям не было предела!

Ведь корова для деревенской семьи кормилица и поилица, это и молоко, и творог, и масло.

Первоначально все шишки от хозяек посыпались на пастуха: «Пропил, проворовался, проспал, продал…»

А он, совершенно непричастный к этим обвинениям, клялся: «К стаду никто не подходил, а значит, никто не доил ваших коровушек!»

К пастуху в помощь на несколько дней отправили деревенский надзор: мужиков с безупречной репутацией. Однако история повторилась — несколько коров опять оказались выдоенными.

Скандал разразился не на шутку: «Вы что там сговорились и пропиваете наше молоко!

Где ваша совесть?» — визжали женщины.

«Я знаю, кто и когда ваших коров доит», — неожиданно спокойно заявил Тимка-холостяк.

«Думаю, сом проказничает!»

«Да ты, Тимоха, на почве своих снастей и червей совсем из ума выжил.

Лови-ка ты окуней и не лезь не в свое дело, а то и в лоб можешь схлопотать.

Ишь ты, еще и издевается над нашей бедой: сомы ему привиделись вместо поплавков!

Ты еще скажи, что водяной парное молочко хлебает.

Хотя со святым отцом надо бы посоветоваться!»

«А я докажу вам, что я прав! — уже с некоторой злостью рыкнул сходу рыболов.

— Я лично своими глазами наблюдал, как ваши коровы в воде стоят и поочередно слегка покачиваются.

Даже небольшая волнишка от них идет.

У меня глаз рыбацкий, наметанный.

Я сразу определяю, какая рыба клюет, по своим поплавкам: когда плотва, когда красноперка, а когда и лещ с густерой выкладывают мои гусиные перья на поверхность.

И если буренки качаются, значит, молокосос под водой их вымя опустошает.

Значит, никакой там ни чёрт и не бес!

И батюшку нечего от церковных дел отрывать.

Короче так: мне надо очень прочный шнур, большой кованый крюк и опаленная на огне курица.

Я этого водяного проучу, как калкинских коров под водой сосать».

Мужики и бабы погомонили и все же решили поручить Тимофею отловить водяного злодея.

Все необходимое снаряжение ему было предоставлено.

В место, где происходила дойка коров, мужики завели на лодке приготовленную курицу, а конец шнура привязали к нижнему бревнышку венца старой баньки на берегу.

Водяной, лишенный за свои поступки молочного довольствия (коров преднамеренно перестали водить в это место), о себе заявил почти что сразу.

После непродолжительной летней ночи на берегу не оказалось шнура, а в воде — курицы, с баньки исчезло бревно…

Куда делся сом-молокосос, стало тайной озера.

След волочения бревна вел прямиком в водоем. С той поры подводное доение коров прекратилось, а Тимофея народ зауважал — проучил же все-таки злодея!

Тут Валерий Николаевич прервал рассказ и высказался: «Я к этой истории относился скептически, особо не распространялся, в нее трудно поверить.

Да и сома ведь никто не видел.

После срочной службы в армии я устроился водителем на радиозавод.

Там познакомился с тремя рыболовами-подводниками.

Они охотились на сомов. У них имелись акваланги, подводные ружья и мощные стальные гарпуны.

Однажды эти ребята попросили меня свозить их на рыбалку на р. Великую за г. Остров.

Пока мы с одним из них хозяйничали у костра, два его товарища окунулись в подводный мир.

Вернулись они ни с чем и явно встревоженными: под водой они обнаружили сома, в которого побоялись стрелять, и потому решили посоветоваться, как быть.

После короткого обсуждения троица решила применить следующую тактику: спуститься под воду и произвести выстрелы одновременно тремя гарпунами с одной стороны.

Делая отступление, скажу: известный мне сомятник Павел Михеевич Косенков применял другую тактику.

Он выслеживал крупного сома, привязывал за кол, вбитый в берег, подводное ружье на дополнительном шнуре. Сближался с сомом на дистанцию выстрела, стрелял, затем бросал ружье и выходил на берег.

Когда сом лишался сил, охотник его вытаскивал на берег. Делал он так потому, что подстреленный сом мог утащить охотника на глубину.

Такая трагедия произошло с одним мальчиком. У него ружье было привязано к руке, и сомяра его просто утащил под воду.

Тактика псковских охотников также принесла им успех: они приволокли сома весом более двухсот килограммов.

Я сам снимал показания безмена.

Меня также угостили куском сомятины примерно в 20 кг. Только после этой поездки на сомовью рыбалку я окончательно поверил мужикам д. Калка, рассказавшим про сома-гиганта, молокососа, выдернувшего бревно из старой баньки на берегу оз. Бездонного.

Я внимательно прочитал раздел «Сом» известной книги Л. П. Сабанеева.

Там описаны моменты, когда сомы вырывали тряпки из рук стирающих женщин, нападали на уток, топили плывущих по водоему собак, приведены и прочие злодейские выходки этого хищника. Но про молокососов ничего не нашел…

Бог дарит человеку изобилие жизни, чтобы человек свободно и открыто радовался. Но если змея один раз унюхает это изобилие, человек полюбит тайную, скрытную радость, перемешанную с печалью...

Отрывок из книги свт. Николая Сербского (Велимировича) "Мысли о добре и зле":

Если корова один раз позволит, чтобы молоко ее пососала змея, тогда она ежедневно бежит на определенное место, где змея сосет ее молоко. Это магия змеи и болезненное удовольствие коровы. Чем более змея толстеет, тем больше корова худеет.

Ах, болезненное удовольствие коровы - как скоро превратится оно в боль без удовольствия! Ибо когда молоко в вымени иссякнет, корова будет вынуждена питать змею кровью. И если не отвыкнет от роковых встреч, змея высосет у нее и плоть, и мозг.

Придет хозяин, чтобы убить. Кого убить: корову или змею? Конечно же, змею.

Бог дарит человеку изобилие жизни, чтобы человек свободно и открыто радовался. Но если змея один раз унюхает это изобилие, человек полюбит тайную, скрытную радость, перемешанную с печалью, и начнет питать змею своей жизнью изо дня в день. Это черная магия змеи и печальная радость человека. Чем более змея толстеет, тем более жизнь в человеке усыхает.

Ах, печальная радость человека - как скоро превратится она в печаль без радости! Ибо чем больше жизни высасывает змея из человека, тем меньше жизни дает человеку Бог. И если человек вовремя не расторгнет роковой дружбы, жизнь в нем иссякнет, и тогда змея будет высасывать кровь его, и плоть, и мозг - скорлупу жизни.

Придет Хозяин, чтобы убить. Кого убить: человека или змею? Конечно же, змею.

Поэтому Христос и называется Человеколюбцем. Придет, значит, Человеколюбец, чтобы убить убийцу человека.

Вовсе не помогают ни разные этические элегии да сожаления, ни длинные рецепты

бесчисленных мудрецов, когда речь идет о свернувшейся под листвой в клубок змее, которая поджидает человека и к которой направляется человек, влекомый магией змеи да обретенной тягой к печальному удовольствию. Какой прок, собственно, от всех этих уверток и оберток, если очевидно, что змею нужно убить? Какой прок от философов да иерофантов, когда требуется герой?

Но змея ведь была под листвой, поэтому философы с иерофантами не только не могли ее видеть, но, сами того не осознавая, еще больше листвой покрывали. Обманутые становились обманщиками, противники змеи, неосознанно - союзниками ее.

Интересный рассказ про одну мою гипотезу, хотя интерес может и не в ней.

Сегодня разговаривали с одним мужиком о том, о сем. Встретились с ним в больнице. Он там лечится. На вид лет 65-68, в браке почти 50 лет. Получил инсульт пару лет назад, поражен мозжечок. Координация движений не очень, походка шатающаяся и речь медленная. А так в здравом уме и ясной памяти. Говорит, что иногда полицейские останавливают, думают, что он пьяный. Ничего, говорит, поделать не могу. Периодически ложусь в больницу и прохожу курс для лучшей работы сосудов и нервной системы. Мы с ним поговорили, как я уже сказал о том, о сем. Я спросил, где у него родина. Он сказал, что средняя полоса, уехал оттуда, вернее, увезли его родители в Калининград лет в 10-12. Помнит, как ездил туда на родину самостоятельно, мать передавала его через проводников поезда. Да, хорошие были времена, вздохнули мы. Ну ладно. Я ему посоветовал съездить на родину, где прошло его детство, где он научился ходить, говорить. Я ему говорю, здесь ты будешь долго учиться после инсульта, а там на родине мозг сам все вспомнит (вот это и есть моя гипотеза). Он удовлетворительно покачал головой. Я его спросил, что он помнит из детства. Мужик мне много чего рассказал, хорошо все помнит. Но один факт мне показался настолько интересным, что хочу про него рассказать.

У той деревни, откуда он родом, протекает небольшая речка, которая впадает в Волгу. И в детстве они часть проводили время на берегу этой речки. Осбенно ему нравилась охота на сомов. Сомы здоровые, как «ЯЯААЗЬЗЬЗЬ». Приходили мужики с вилами, бабы приходили со своей помощью — рыбу почистить и уху сварить. Ну и конечно, пацанята, для них это было развлечением и опытом интересной рыбалки. Хотя назвать рыбалкой такую добычу сомов язык не поворачивается, это больше похоже на охоту. В помощь еще приходили коровы… Лето, луга кругом заливные, а сиськи у коровы наливные. Еле ходят. Нажрутся травы, потом пролежат прожуют и на водопой к этой речке, ну а там компания уже собралась: мужики с вилами, бабы с котелками и пацанята босиком. Коровы не спеша заходят в воду, еще светло, но не жарко, поэтому они не спешат. Идут медленно, здесь место знакомое неглубокое, пьют воду и заходят дальше, где вода почище, им там как раз по брюхо будет. Рядом с ними идут опытные мужики, всех не берут на эту охоту. Идут мягко рядом с какой-нибудь коровой и вилы приготовленные в руках держат. Вода сначала чистая, прозрачная — все дно видно, но коровы ее мутят. Не видно дна. Но опытный мужик знает, если корова заходит в воду по брюхо, то тут должны появится сомы, они здоровые, коров не боятся и тихонько плавают по дну. Они пришли молочка попить. Их привлекает вкус коровьего жирного вкусного полезного молока, которое по-тихоньку капает прямо с вымени и попадает в воду. Сомы чувствуют вкус и запах молока и подплывают к вымени, что бы схватить вымя и сделать глоток-другой этого деликатесного напитка. Но у сомов получается, как в легенде про Клеопатру — после ночи с ней ждет счастливчика смерть, их тоже поджидает смерть в виде опытного мужика с вилами в руках. Попить вдосталь не удается, а на вилы к мужику попасть можно запросто. Мужик внимательно смотрит на поверхность воды, вот корова остановилась, вода возле нее успокоилась, но потом начинается движение воды, сома не видно, но его присутствие для опытного глаза заметно. Надо очень четко проследить траекторию движения сома и ударить вилами в тело сразу после его головы и не повредить вымя коровы. Если попадешь в голову, то можешь и не пробить с первого раза крепкий панцирь огромной сомьей головы. Голова у сома — самая большая голова среди пресноводных рыб. иногда сомы достигают гигантских размеров: длины до 5 метров и веса до 300 кг. Полбыка! Почти корова. Конечно, в этой речки сомы были «небольшие» 3-5-7 кг. Если сравнить с лещом, которого мы едим иногда вяленого, то он весит грамм 600-700, представляете разницу? Так вот вилы могут не пробить череп сома и тогда соскочат или в корову или в самого рыбака-охотника попасть могут, а если далеко от головы будет, то там тело совсем тонкое и сом уплывет, сойдет с вил. Для сома характерно слишком резкое утоньшение тела от головы до хвоста. Поэтому и нужен снайпер с вилами, чтобы четко попасть сразу под голову. И такие мужики очень ценились и их приглашали с большим признанием. Корова пьет и вдруг мужик резко вонзает вилы в воду. Раздается резкий шлепок хвоста. Корова шарахается в сторону в страхе, а мужик начинает быструю борьбу. Ему надо резко поддеть вилы вверх. Слава богу, корова уже отскочила. А на воздухе сом становится сразу тяжелее раз в шесть. Мужик поднимает вилы верх вместе с сомом. Тишина взрывается. Все напряженно, некоторые высунув язык наблюдали за мужиком. На берегу раздаются крики, смех, пацанята смеются от удовольствия, те что поменьше хлопают в ладоши. До берега метров 5 и мужик держа изворачивающегося сома на вилах идет к берегу. Его обступает толпа. Начинается подготовка к пиршеству, Сома разделывают, потрошат чистят, готовят котелки. Костер уже горит, рогатины для котелка воткнуты в землю. Несколько собак и кошек, сидящие поодаль, готовы сожрать свежие кишки, плавники и вареную голову сома. Потом после готовки, все рассаживаются с мисками и хлебом вокруг костра. Обсуждают охоту, потом другие истории, особенно про гигантских сомов, которые могли и собаку утащить под воду. Все довольные, сытые и счастливые. Вот такую историю мне рассказал мой собеседник. Я был очень удивлен этому и очень ему благодарен за хороший рассказ.

С давних времен отношения человека и змей не складывались. Они всегда были олицетворением коварства, злобы, жестокости и холодности. Человек всегда избегал встреч с ядовитой и хладнокровной убийцей, а присутствие их в доме считается недопустимым. Но как и во всех правилах, здесь есть маленькое исключение - это уж, к которому чувства и отношения куда теплее.

Обыкновенный уж - самая распространенная змея наших широт. Их можно встретить и в степи, и в лесах, и на болотах, и в горах, и даже в садах; лишь бы по близости был не пересыхающий водоем, желательно со стоячей водой. Не зря же их называют “водяными змеями”, они много купаются, плавают, часто и много пьют. Около водоемов ужи находят и основную свою добычу - мелкую рыбешку и лягушек.

Поймать добычу быстрому и юркому змею не сложно, трудности появляются потом. Дело в том, что у ужа нет никаких приспособлений для убийства жертвы, ни яда как у кобры, ни силы и мощности как у питона. Поэтому ужу приходится своих жертв глотать живьем. Со скользкой рыбой проблем особых не возникает - она прямиком попадает в желудок, но вот проглотить без помощи лап постоянно вырывающуюся лягушку - куда проблематичнее.

Хотя у ужа пасть растягивается, как и у всех представителей змеиного царства, процесс проглатывания крупной добычи может затянуться на несколько часов. Даже если жертве удастся улизнуть, уж ее снова схватит. Но с другой стороны, после такого плотного приема пищи, змея проголодается только через пять дней.

Но основной рацион питания занимают не только рыба и лягушки. Сюда могут попасть любая мелкая живность подходящего размера - ящерицы, тритоны и даже выпавшие из гнезда птенцы. В некоторых народностях есть поверье, что ужи присасываются к вымени коров и так пьют молоко, но это только легенда, поскольку ротовой аппарат змей не способен присасываться. Однако в неволе ужи не отказываются от этого напитка и с удовольствием его употребляют. Чего не переносят ужи так это растительной пищи и падали.

Днем ужи любят погреться на солнышке на каком-нибудь пне, камне или кочке, ночью же они прячутся в укромные места - в норы, корни деревьев и под груды камней. Но ужам приходится быть на чеку и днем и ночью, поскольку у него не мало врагов, это и хищные млекопитающие (ежи, ласки, лисицы и т.д.), и крупные хищные птицы (аисты, цапли и т.д.). Поэтому ужи любят селиться вблизи от человека - сараях, подвалах, курятниках, кладовках и погребах.

Еще в 19 веке в деревнях Европы считалось обычным делом соседствовать с ужом. Люди, конечно же, не приветствовали его с распростертыми объятиями, но и не избавлялись от них. Считалось, что смерть ползучего питомца принесет много горя и несчастья.

Змеи (Serpentes, или Ophclassia), отряд пресмыкающихся. Тело удлинённое, конечности отсутствуют. Глаза у змей лишены век, имеют снаружи сплошную прозрачную оболочку, отделяющуюся при линьке вместе со всем старым слоем кожи, покрывающим голову. Барабанная перепонка и среднее ухо отсутствуют.

Правая и левая ветви нижней челюсти соединены растяжимой связкой. Всё тело змеи покрыто чешуей, окраска которой часто гармонирует с окружающей средой; так, змеи, живущие среди песка, обычно песочного цвета, древесные - зелёного цвета.

Люди всегда относились к змеям предвзято: обожествляли их и в тоже время боялись, либо избегали встреч, либо осознанно убивали. Этот безотчётный страх сохранился и по сей день, но возникает он от непонимания, незнания повадок и характера животного и элементарной неграмотности. Мы сами придумываем небылицы и верим в них!

Все змеи опасны! Это первое заблуждение относительно змей.Если речь идёт не о десятиметровом питоне, избравшего случайного путника себе в жертву, змея сильно уступает человеку в размерах, и, как следствие, не станет на него охотиться и кусать без надобности. Укус змеи - её единственная возможная самооборона, а убивать животное только потому, что оно перешло вам дорогу - не гуманно.

Всех змеи ядовиты. В действительности из более 2500 видов, живущих на земле, лишь 500 - ядовиты, 50 из них обитают в тропических морях. Кроме того, укус более половины ядовитых змей не представляет серьёзной опасности для человека, вызывая лишь слабые признаки отравления.

Змеи жалят жертву своим раздвоенным языком. Это древнее поверье к реальности не имеет никакого отношения. Все змеи кусаются! Для этого у них есть зубы, а язык является органом обоняния, осязания и вкуса.

Змеи абсолютно глухие. Это утверждение не совсем верно. Не имея наружных ушей и барабанных перепонок, змеи слышат особенным, внутренним ухом, улавливая колебание, распространяющееся по земле или воде. Кроме того, у них отлично развито обоняние, и они чувствительны к теплоте. Так что замена обыкновенных ушей у змей внушительная, и змеи слышат, но только не так, как мы.

Змеи гипнотизируют своих жертв. Очевидно, этот предрассудок возник оттого, что глаза их всегда открыты - змеи не имеют закрывающихся век и никогда не моргают. Но все приписанные им магические свойства - обман.

Змеи молоко любят. Миф о том, что змеи всячески пытаются найти и добраться до молока: залазят по ночам в коровники и пьют его прямо из коровьего вымени, не имеет под собой никакой почвы. В хлеву змеи ищут грызунов, которые прячутся в сене, а уж высосать молоко из вымени самостоятельно они никак не могут, потому что для этого не приспособлен язык и форма челюстей.

Змеи молоко не переносят и пить ни за что не станут. Это другая трактовка отношения змей к молоку. А правда на самом деле где-то посередине: в природе змеи молоко никогда не пьют - оно у них просто не усваивается, вызывая аллергические и желудочные заболевания, - но в исключительно редких случаях, когда воды поблизости нет, могут согласиться на молоко.

Если напугать змею, она сама уползёт. Загнанная в ловушку змея, испуганная неадекватными действиями с вашей стороны может быть очень опасна! Спровоцированная агрессивными выпадами в свою сторону, она чаще всего бросается в атаку, поэтому при встрече со змеёй надо сохранять спокойствие и медленно уходить.

Следует сделать на ране надрез, чтобы яд быстрее вытек. Если не успеете надрезать рану сразу же после укуса, подобное действие станет бесполезным. Более того, полученные порезы будут долго заживать и могут вызвать попадание в рану инфекции.

На рану следует наложить жгут, который остановит распространение яда по организму. Поскольку змеиный яд распространяется по лимфатическим сосудам, жгут никак не остановит его проникновения в кровь. Чтобы затормозить рассасывание яда, нужно зафиксировать укушенную конечность в неподвижном положении и обеспечить пострадавшему полный покой.

Дезинфицировать ранку поможет алкоголь или прижигание. Лучше использовать раствор перекиси водорода или марганцовки. Алкоголь только стимулирует приток крови, который в данном случае не желателен. А от ожогов вреда больше, чем пользы.

Мёртвые змеи не опасны. Будьте осторожны в обращении с убитой змеёй! Отсечённая её голова какое-то время может укусить, сохраняя токсичность яда и подвижность мышц.