«Роснефть» сменила главу службы безопасности. Этот пост занял Олег Феоктистов, работавший в ФСБ и курировавший, в частности, дело Никиты Белых. Ранее за безопасность в компании отвечал выходец из МВД Василий Юрченко

Человек из ФСБ

Вице-президентом и руководителем службы безопасности «Роснефти» назначен Олег Феоктистов, говорится на сайте компании. В сообщении отмечается, что ​Феоктистов окончил Академию ФСБ и ранее «работал в структурах ФСБ».

Олег Феоктистов был заместителем начальника управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ России. в этой должности он курировал задержание руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова и Бориса Колесникова в 2014 году. По словам собеседников РБК, близких к руководству ФСБ, Феоктистов также руководил оперативным сопровождением по делу бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых, арестованного в июне по обвинению в получении взятки.

В конце августа «Новая газета» со ссылкой на источники , что Феоктистов входил в число кандидатов на пост главы управления, однако занимавший эту должность ранее Сергей Королев, возглавивший Службу экономической безопасности ведомства, ​пролоббировал другую кандидатуру. В итоге Феоктистов был переведен в аппарат прикомандированных сотрудников и должен был быть прикомандирован к ПАО «Россети», рассказывали источники издания.

Феоктистов не был назначен руководителем УСБ, поскольку он не является человеком из команды Королева, близкий к руководству спецслужбы. У Королева и Феоктистова были сложные отношения, поэтому после назначения на пост главы СЭБ ФСБ Королев предпочел избавиться от вероятного конкурента, пролоббировав другую кандидатуру, отмечал источник РБК.

В результате, писала «Новая газета», УСБ возглавил бывший начальник 2-й службы управления Алексей Комков, а его первым заместителем стал экс-начальник 1-й службы Анатолий Филиппов.

Перестановки в ФСБ , которая проводилась в службе экономической безопасности. Первая проверка прошла в мае. Тогда по ее итогам в отставку ушел глава управления «К» Виктор Воронин. Одной из причин для проведения проверки и для последующего увольнения Воронина стало уголовное дело о контрабанде, с которым оказался связан подчиненный Воронина, начальник 7-го отдела управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров.​​

Перестановки в «Роснефти»

Василий Юрченко, который исполнял обязанности главы службы безопасности «Роснефти» в последний год, станет первым заместителем Феоктистова, сообщила компания.

Юрченко ​является почетным сотрудником МВД, следует из его биографии на сайте нефтяной компании. Он окончил с отличием Высшую школу МВД СССР, позднее прошел аспирантуру в Академии МВД СССР и стал кандидатом юридических наук. С 1977 по 2011 год Юрченко служил ​в органах МВД, затем до 2015 года руководил управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Московской области.

Исполняющим обязанности вице-президента и руководителя службы безопасности «Роснефти» Василий Юрченко стал в августе 2015 года. До этого за безопасность в компании с 2012 года отвечал Наиль Мухитов. Как источники РБК, знакомые с топ-менеджером, до прихода в «Роснефть» он занимал должность заместителя руководителя службы собственной безопасности ФСБ. После ухода из «Роснефти» Мухитов стал помощником главы Совета безопасности Николая Патрушева.

Помимо Наиля Мухитова в июле 2015 года заявление об увольнении еще один топ-менеджер «Роснефти» — Рашид Шарипов, руководивший аппаратом главы компании Игоря Сечина. Вместо него аппарат Сечина возглавил Михаил Графинин, ранее курировавший представительство нефтяной компании в Венесуэле.​ Шарипов ушел в «Транснефть», где занимает должности вице-президента и члена правления компании.

В апреле 2016 года пост вице-президента по экономике и финансам «Роснефти» Святослав Славинский, который пришел в компанию в 2013 году сразу после покупки ТНК-BP. У Славинского закончился трехлетний контракт, объяснял источник РБК, близкий к компании.​ Славинского заменил Павел Федоров, который был первым вице-президентом «Роснефти» в 2011-2012 годы, а позднее занимал аналогичный пост в «Норникеле».

В мае «Роснефть» Лариса Каланда, ​с 2006 года занимавшая пост вице-президента компании (сначала по правовым вопросам и защите активов, с 2012 года — по взаимодействию с органами власти). «Роснефть» объяснила уход Каланды окончанием контракта и личными обстоятельствами. Два источника РБК утверждали, что Каланду уволили. Причиной этого собеседники РБК назвали разногласия Каланды с Игорем Сечиным.

«Роснефть» теряет топ-менеджеров. Без разъяснений для широкой аудитории продолжается кадровый исход самых лояльных Игорю Сечину подчиненных. Накануне стало известно об уходе еще двух вице-президентов компании - главного «безопасника» Наиля Мухитова и главного «аппаратчика» Рашида Шарипова. «Наша версия» предлагает свой анализ причин бегства инсайдеров.

Вторая волна добровольных увольнений

Немного о ньюсмейкерах. Наиль Мухитов , как указывается на сайте «Роснефти», до прихода в компанию «работал заместителем руководителя Управления собственной безопасности ФСБ России. До последнего он являлся доверенным человеком Сечина и входил в совет директоров ООО «Объединенный центр исследований и разработок» (ООО «РН-ЦИР») и ОАО «Грознефтегаз».

Не менее доверенным человеком является Игорю Сечину и Рашид Шарипов , возглавлявший его аппарат в компании с сентября 2013 года. Также Рашид Шарипов возглавлял компанию «РН-Холдинг», объединявшую большую часть активов THK-BP.

О конкретных причинах второй волны добровольных увольнений приближенных к Игорю Сечину топ-менеджеров мало что неизвестно. Пресс-служба «Роснефти» уклоняется от комментариев. На сайте компании висит информация о том, что срок исполнения обязанностей Шарипова и Мухитова истёк в июле 2015 года. Однако оба они всё ещё остаются членами правления "Роснефти".

Люди уходят, люди приходят

Единственным человеком из руководства нефтяного гиганта, кто дал хоть какие-то пояснения прессе, стал вице-президент Михаил Леонтьев , отвечающий за корпоративный PR. В привычном для своего общения с прессой флегматично-оптимистическом тоне Леонтьев заметил, что, мол, ничего экстраординарного не произошло : «У нас уходят люди и приходят. Всё нормально в компании». Не прояснил Леонтьев и волнующий многих вопрос о том, кто придет на замену ушедшим: «Не знаю. Определятся, наверное. Не я же определяю кандидатов на эти должности. Я не комментирую».

Позже информация, хоть и скупая, все же просочилась в прессу. Якобы Мухитову уже подобрали преемника – бывшего заместителя руководителя службы безопасности «Роснефти» Владимира Аладина . А обязанности Шарипова временно будет исполнять статс-секретарь – вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда . С Шариповым сложнее. Ему ищут замену как из кандидатов внутри компании, так и из числа правительственных чиновников.

Возможно, причина столь разного модус операнди в решении аналогичных кадровых проблем кроется в том, что Наиль Мухитов не владеет акциями ОАО «НК «Роснефть», в то время как Рашид Шарипов - не только "правая рука" Сечина, но и является миноритарием компании, владея 4443 акциями "Роснефти", что составляет 0,00004% от уставного капитала.

Как пишут "Ведомости" со ссылкой на мнение неназванного, но знакомого вице-президента, еще когда Сечин был вице-премьером и куратором ТЭКа, Шарипов представлял его интересы в советах директоров энергокомпаний. Похоже, знакомство Шарипова и Сечина произошло в начале 2000-х гг., в результате топ-менеджер стал доверенным лицом Сечина и консультировал Роснефть в сделке по приобретению ТНК-ВР и Итеры.

Понятно, что при таком раскладе быструю замену не найдешь. Нужен человек абсолютно проверенный, лояльный и тому же еще и компетентный в той сфере, которой ему предстоит заниматься. Ведь руководитель аппарата - вовсе не синекура. Это тот "мозг", к которому тянутся ниточки от всех подразделений.

Кто еще?

Еще один важный момент. Ушедшие вице-президенты занимали ключевые должности в Роснефти. "Руководитель аппарата и начальник службы безопасности вместе с руководителями финансового и кадрового отделов – ключевые должности в компании, на которые президент, как правило, назначает не просто профессионалов, а самых доверенных людей", - поясняет политолог Алексей Макаркин .

Не может не настораживать то обстоятельство, что оба топ-менеджера написали заявление еще в первых числах июля, с разницей буквально в пару дней, однако достоянием общественности эти отставки стали лишь спустя три недели, в течение которых пресс-служба компании соблюдала обет молчания . О том, чем вызвана такая секретность, можно только догадываться.

Не следует забывать и о том, что нынешние громкие отставки - не первые в "Роснефти", для которой вообще свойственна текучесть кадров . Так, в 2013 году из компании ушел ее первый вице-президент Эдуард Худайнатов . В мае этого года ушел в отставку вице-президент по правовому обеспечению бизнеса Игорь Майданник , покинул Роснефть глава службы информационных технологий Антон Строкович . Наконец, этой весной в отставку были отправлены вице-президент по переработке Игорь Павлов и вице-президент по капстроительству Андрей Вотинов .

Поскольку официальных комментариев нет, мы можем немного пофантазировать сами. О том, насколько наши версии совпадают с реальностью, даст ответ только время.

Итак, дано : крупнейшая (крупнее лишь "Газпром") сырьевая госкомпания, под завязку укомплектованная людьми, близкими к доверенным лицам самого российского президента Владимира Путина. Казалось бы, за свои места, немаленькие зарплаты, бонусы и престиж они должны держаться зубами. Тем не менее, есть некие скрытые от внимания общественности мотивы, заставляющие этих помощников капитана бизнес-корабля Роснефти покидать его, причем, далеко не в лучшее для корабля время.

Рыбак и рыбка

Какие это могут быть причины?

Версия первая, коммерческая . Не секрет, что цены на нефть сейчас падают , соответственно, падают и доходы нефтедобытчиков. Причем они падают даже в том случае, если на бумаге и в годовых отчетах доходы растут. Есть такое понятие, как упущенная выгода. Финансовые планы прежних лет верстались, исходя из тогдашней - более высокой цены за баррель. Сегодняшнее бизнес-планирование отталкивается от гораздо более низких цен. Так вот, если допустить, что финансовые показатели в ситуации низкой цены выполнены на все 100%, в динамике прибыль получается все равно меньше, чем, если бы сохранялись более высокие цены и более скромные "хотелки" по объемам ее продажи.

В августе минувшего года СМИ сообщали о том, что впервые цена на российскую нефть марки Urals упала ниже ста долларов за баррель. А уже в январе нынешнего года многие эксперты прогнозировали падение цены на нефть до 40 долларов за баррель. Падение нефтяных цен в новом году не только не прекратится, но и продолжится, предрекают знающие рынок специалисты.

При этом в прошлом году появился такой ранее неучтенный фактор, как западные санкции против России. По оценке инсайдеров Reuters, санкции замедлят разработку новых нефтяных проектов России. А это тоже снижает привлекательность таких компаний как Роснефть. Образно говоря, улов там становится меньше, и "рыбаки" начинают потихоньку искать новые заводи. Добавьте к этому череду техногенных аварий на промыслах различных дочек Роснефти, о которых уже писала "Наша версия". Эти аварии, нефтяные разливы также могут отрицательно влиять на капитализацию компании, во всяком случае, в плане репутации.

По теме

Вот вам и первый предполагаемый мотив массового кадрового исхода топ-менеджеров.

Отдельными причинам могли стать последние спорные решения, принятые лично руководителем, обсуждать которые нельзя - тогда уход остается последним шансом выразить свое несогласие. В связи с изменившимися обстоятельствами многие соглашения рискуют быть нарушенными. Здесь можно упомянуть и договоренности с норвежской компанией "North Atlantic Drilling" по бурению скважин в Арктике, поставки газа «Интер РАО» в 2016 году и другие.

Человек ищет где лучше, а рыбка - где глубже

Хотя все может оказаться и куда более прозаичнее. Если мы вернемся к теме западных санкций и примем во внимание тот факт, что менеджеры высшего звена, как и олигархи , любят красивую жизнь со всеми ее атрибутами, и вовсе не горят желанием ссориться с Западом и попадать во все новые санкционные списки , то логично придем ко второй версии кадрового исхода - политической.

Быть может, мы имеем дело с инстинктивной реакцией части российской сырьевой элиты, желающей в период "тощих коров" отсидеться в более благополучных местах, дистанцируясь от сырьевых корпораций, ставших удобными мишенями для западных санкций и "мальчиками для битья" для европейских и американских политиков.

Грубо говоря, возможность беспрепятственно воссоединиться со своими заграничными владениями или яхтами в списке персональных приоритетов части бизнес-элиты перевешивает те бонусы, которые они получают, находясь на высоких постах.

Версия третья, финансовая

Есть однако и причины, по которым командой могло быть не довольно и само руководство, возможно, попросившее подопечных уйти "без шума и пыли". Несмотря на все суды, "Роснефть" все же выплатила по делу "Юкоса" компенсации на сумму около 12,9 млрд. рублей. Позже, в начале этого года, пришлось пойти на мировую по еще более крупной сумме. Всего структуры Yukos требовали в судах с «Роснефти» до $2,5 млрд! Чтобы не отдавать "живыми деньгами", компания предпочла "подтверждение прав собственности на активы" , а это вполне может значить, что Роснефти пришлось обменяться "борзыми щенками" на соизмеримые объемы. При всех сложившихся обстоятельствах (бывший руководитель сидел в тюрьме, остальные в бегах, поддержка собственной позиции во всех ветвях власти и т.п.) Роснефти, видимо, второй раз "продали" активы "Юганскнефтегаза". Компания не смогла просудиться в иностранщине заранее, и затянула процесс до проигрышного конца. Как государственная компания заплатила невероятные суммы человеку, у которого "кровь на руках", и который с радостью применит полученные средства на дестабилизацию политической обстановки в России? После такого расстаться с ближайшим окружением ради сохранения собственного поста может быть очень верным тактичным шагом.

Так или иначе, есть тема для размышлений. Посмотрим куда уйдут отставники, и кто придет им на замену. По этим перестановкам и можно будет судить о дальнейшей траектории движения бизнес-корабля под названием "Роснефть" и намерениях его капитана Игоря Сечина.

Роснефть назначила ряд новых руководителей в объединенную структуру.

Вице-президентом по бурению, освоению и сервису Лирона Эрика Мориса;

Э.Лирон -ранее был вице-президент ТНК-ВР по скважинным работам

Вице-президентом по добыче Брезицкого Сергея Владимировича;

С 1998 г С. Брезицкий работал в ТНК, в тч исполнительным вице-президентом по разведке и добыче.

В 2011 г С. Брезицкий перешел на должность вице-президента по добычев Alliance Oil.

Советником президента – директором Департамента планирования, управления эффективностью, развития и инвестиций в разведке и добыче в ранге вице-президента Иванова Николая Владимировича;

Ранее, Н.Иванов был 1-м замом исполнительного вице-президента по разведке и добыче ТНК-ВР.

Добавим в блок E&P , в октябре 2012 г назначенного вице-президентом Роснефти по шельфовым проектам.

Советником президента – директором Департамента планирования, управления эффективностью, развития и инвестиций в переработке, коммерции и логистике в ранге вице-президента Соколову Екатерину Феликсовну;
Советником Президента – директором Департамента инвестиций, бизнес-эффективности и контроллинга в ранге вице-президента Каравайкина Александра Семёновича;
Вице-президентом по экономике и финансам Славинского Святослава Игоревича;
Заместителем главного геолога Инчкомба Кристофера;
Советником Президента по технологиям, Экспертно-аналитическая группа Миленски Эмерсона Джозефа;
Директором Департамента региональных продаж Конрой Аврил Мари Анн
Директором Департамента производственного планирования, поставок и логистики Каримова Отабека Кучкаровича.

«Я думаю, что к общему собранию в июне основные изменения более-менее окончательно будут завершены, уже сейчас новая штатная и организационная структура дорабатывается, месяца за три она будет доработана и принята в окончательном виде», - уверенно заявил И. Сечин.

Не только первый вицепремьер Игорь Шувалов любит парить в облаках на люксовом самолете, оформленном на офшор , но и… Но об этом чуть ниже.

Миллиард баксов сверху

А пока стало известно, что Владимир Путин поручил правительству обнулить таможенные пошлины и НДС на покупку бизнес-самолетов (бизнес-джетов) . Сегодня одни только ввозные пошлины тянут порой на 30% от стоимости лайнера. А это может быть и миллиард рублей, и даже больше.

Понятно, что при таком раскладе многие владельцы бизнес-джетов (да почти все – порядка 90%) предпочитают регистрировать свои личные или корпоративные самолеты за границей. Не очень патриотично, зато дешево. А когда речь идет о таких деньгах, редкий патриот не становится рыночником.

Вот правительство и прорабатывает вопрос о снижении налоговой нагрузки. Ведь если самолеты переедут (точнее, перелетят) в Россию, их владельцы каждый год будут именно здесь, а не за бугром, платить по 1–2 млн $ за содержание своих воздушных судов. А всего таких судов насчитывается до 500. То есть страна каждый год будет получать по лишнему миллиарду.

Вот только трудно поверить, что бизнес-джеты сразу так и ринутся в родную гавань. Они же не Севастополь.

Бермудский треугольник Шувалова

Взять, к примеру, того же Игоря Шувалова, собаки которого регулярно путешествуют по миру на персональном Bombardier Global Express XRS , люксовом самолете, который еще называют «летающим бентли». Самолет этот летает под бортовым номером M-VQBI, и первая буква номера означает, что он находится под юрисдикцией офшорного острова Мэн. А владеет лайнером, как указано в местном реестре, компания Altitude X3 Ltd., зарегистрированная в другом офшоре – на Бермудах. Владеет этой фирмой сын Шувалова Евгений , который и дает
самолет покататься не только собакам, но и своему папе. А папа за это оплачивает все расходы.

Это формально. А фактически...

– Фактически на острове Мэн запрещено регистрировать самолеты для коммерческих целей. Только корпоративные, – пояснила «Собеседнику» юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. – Некоммерческая цель значит не то, что можно запросто дать кому-то покататься в самолете даром. Там все четко регламентировано. Это значит, что в самолете должен лично находиться
руководитель компании или его подчиненные. И собаки к их числу не относятся. А то, что Шувалов-старший еще и платил за пользование самолетом, тоже, на наш взгляд, нарушает это правило. Больше того, по российскому Воздушному кодексу иностранные компании, не зарегистрированные на территории России, также не имеют права совершать у нас такие коммерческие перелеты.

Правда, в последнее время M-VQBI их и не совершает. Ну или не делает этого открыто. После скандала вокруг того, что госчиновник летает на «крылатом бентли», этот бизнес-джет исчез из поля зрения радаров . Его след затерялся в начале августа в свете красных фонарей аэропорта Амстердама. Зато вместо этого «Собеседник» напал на след похожего самолета, связанного с другим представителем нашей элиты.

Новый лайнер для Сечина

Оказалось, 7 марта этого года в авиареестре острова Мэн появился еще один люксовый самолет. Канадский Bombardier BD- 700-1A10 Global 6000 приобрела компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL), прописанная на Кипре. По документам, которые оказались в распоряжении «Собеседника», директором фирмы значится Александр Соколов, который по совместительству возглавляет финансовый департамент «Роснефти».

Упоминание о SSSL удалось найти в свежем списке лиц, аффилированных с «Роснефтью» (за номером 210). В одном из старых ежеквартальных отчетов нефтяной компании сказано, что SSSL специализируется на недвижимости, а фрахтовые услуги для «Роснефти» оказывает еще один дочерний офшор – Skyline Asset Management Ltd (SAML).

При этом нельзя сказать, чтобы «Роснефти» и раньше не на чем было летать: SSSL и SAML до этого уже приобрели ряд других самолетов премиумкласса (те же Bombardier, допустим, или реактивный Dassault Falcon 7x за 52 млн $), которые они уступили материнской
фирме по договору фрахта. То есть «Роснефть», по сути, через офшоры арендовала самолеты у себя самой. Так что Шувалов
такой не один.

И теперь нефтяники потихому прикупили себе в кризис еще один Bombardier, стоимостью до 55 млн $. По данным онлайн-трекера Planefinder, этот «летающий бентли» с регистрационным номером M-YOIL был так «срочно» нужен Игорю Сечину (проводящему, по его словам, в полетах 650 часов в год), что почти полгода простоял без дела в аэропорту швейцарского Базеля (во всяком случае, данных с радаров о других его передвижениях обнаружить не удалось). Первый рейс, который зафиксировал Planefinder, состоялся лишь на прошлой неделе. И свояжировал M-YOIL отнюдь не в Ханты-Мансийск.

Посадка в тихой гавани

Рано утром 22 августа M-YOIL поднялся в воздух, пересек территорию Франции и приземлился на маленьком островке
посреди пролива Ла-Манш. Остров Гернси . Входит в таможенную зону ЕС, но не входит в ЕС. Является частью владений британской короны, но не является частью Великобритании. Одним словом, офшор, занесенный российским Минфином в черный список как один из самых непрозрачных.

– Сомневаюсь, что кто-то может летать на Гернси с туристической целью – нечего там смотреть. Там чуть ли невсе жители знают друг друга в лицо, – рассказал «Собеседнику» партнер Paragon Advice Group, юрист-международник Александр Захаров, лично посетивший все офшорные гавани мира. – В качестве шутки можно предположить, что пилот просто перепутал: хотел лететь в Санкт-Петербург, а на Гернси есть местечко Сент-Питер-Порт. Но вообще этот остров – популярное место для создания какого-нибудь международного фонда.

С какой все-таки целью самолет «Роснефти» приземлился на Гернси, выяснить не удалось. На этот и другие схожие вопросы «Собеседника» в нефтяной компании предпочли не отвечать. А спустя двое суток M-YOIL и вовсе с Гернси улетел… И снова не
на нефтяные скважины России, а в другой бриллиант британской короны – офшорный остров Мэн, на котором борт формально зарегистрирован.

– Мэн известен как одно из любимых мест регистрации корпоративной авиации, и даже если правительство решит обнулить пошлины на покупку бизнесджетов, вряд ли большинство их владельцев поспешат перевести свои суда в Россию, – считает Александр Захаров. – У нас выше расходы на содержание, у нас придется указывать полную стоимость самолета, у нас есть риск попасть под санкции, у нас
сложнее получить разрешения на международные полеты... Наконец, у нас придется раскрыть владельцев люксовых самолетов. А такой огласки хотят не все.

Кстати

«Газпром» пополнил весной свой и без того внушительный авиапарк двумя новенькими Falcon 7x. Руководство «Роскосмоса» поближе к земле предпочитает перемещаться на комфортабельном Gulfstream G550. Человек, похожий на Рамзана Кадырова, летает на самолете, похожем на самолет Шувалова (только с другим номером – VP-CKR). Семья полпреда Юрия Трутнева пользуется Bombardier Global 5000 и более скромным Challenger 300. Руководство Сбербанка не брезгует Global 650, а вот арестованный за хищения бывший глава «РусГидро» Евгений Дод предпочитал Bombardier Challenger 850... Словом, список получается не короткий.