Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

22 марта в Москве от тяжелого онкологического заболевания скончалась певица Валентина Толкунова. Ей было 63 года. Еще 16 февраля стало известно, что Толкуновой стало плохо в белорусском Могилеве, где она давала концерт. Вскоре из могилевской больницы ее перевели в Боткинскую, а поклонникам сообщили об отмене всех назначенных выступлений.

Толкунова родилась в Армавире в семье железнодорожников; почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. Судьба Толкуновой оказалась связана с музыкой с детства: она пела в Московском детском хоре и в ансамбле Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 - вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте.

"Помню, пришла в институт и говорю: "Я теперь артистка и не могу учиться на дневном", а мне отвечают: "А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка". И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью.

Руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский, стал первым мужем певицы; расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. "У него было несколько жен, я даже не знаю точно, какой по счету женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком". Во втором браке, с писателем и журналистом-международником Юрием Папоровым, Толкунова прожила около 30 лет, родив сына Николая.

Закончив Гнесинское училище, Толкунова занялась сольной карьерой, дебютировав в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Певица работала с композиторами Павлом Аедоницким, Эдуардом Колмановским, Людмилой Лядовой, Микаэлом Таривердиевым, Виктором Успенским, Александрой Пахмутовой. Среди песен, которые прославили Толкунову, - суперпопулярные шлягеры последних советских десятилетий: "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики", "Во всем мне хочется дойти до самой сути", "Я деревенская", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Мой милый, если б не было войны". Коллеги Толкуновой сходятся на том, что сейчас невозможно представить эти песни, спетые чьим-то чужим голосом: певица создала свою неповторимую манеру исполнения - задушевную, откровенную, очень лирическую, очень женственную. Благодаря этой манере советская песня Толкуновой никогда не была советской в полном смысле слова, и певица с законным на то основанием говорила: "Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни".

Во второй половине 1980-х Толкунова создала на государственной основе свой собственный музыкальный театр. Среди спектаклей, которые были поставлены театром на сцене ГЦКЗ "Россия", - опера "Русские женщины" по поэме Некрасова и стихам Пушкина и Кольцова.

Заслуги певицы не раз отмечались государством: в 1987 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР, также она награждена орденами Дружбы и Почета. Тем не менее, в последние годы Толкунова фактически пропала с экрана телевизора. "Это связано с деньгами. У меня нет таких денег, чтобы платить за то, чтобы появиться на экране. Это же бешеные деньги, а кланяться спонсорам я не хочу, - объясняла она. - Те, кто хочет меня слышать и видеть, те меня видят и слышат. Концертов у меня столько же, сколько и раньше". И еще одно высказывание: "Мои песни - это не эмоции ниже спины. Это эмоции на уровне сердца, на уровне головного мозга".

Лейтмотив поздних интервью Толкуновой - тоска по высокой культуре. "Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны?.. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот - Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовны, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны?.."

Толкунова признавалась, что хотела бы жить в XIX веке. "По сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда". На вопрос: "Тургеневская девушка?" - ответила: "Мне кажется, да". И еще: "Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой".

Год назад ушла из жизни самая душевная советская певица

Валентину Толкунову называли душой русской песни. Ее тихий, проникновенный голос, напевавший «Носики-курносики», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе» стал частью истории советской эстрады. Как и сама певица. Красавица-шатенка с длинной косой практически сразу стала знаменитой. Толкунову обожали слушатели и почитало высокое руководство. Ни один концерт не обходился без ее участия.

Так было в Советском Союзе и продолжалось после его распада. Последние годы Толкунова, правда, выступала все реже и реже. В 2006-м у нее обнаружили рак молочной железы, а в 2009-м уже была злокачественная опухоль мозга . Валентина Васильевна уходила из жизни медленно и мучительно. Ей стало очень плохо 16 февраля после концерта в Могилеве. Там ее доставили в больницу, а затем перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Оттуда она уже не вышла. Через месяц состояние певицы резко ухудшилось, Валентина Васильевна впала в кому и 22 марта ушла из жизни…

Не многие знают, что в юности Валентина Васильевна часто гостила в Полтаве у своей тети и двоюродной сестры Людмилы. После неожиданной смерти Людмилы Валентина Васильевна взяла на себя все заботы по воспитанию ее дочери Светланы (на снимке). Она стала ей второй матерью…

«Приезжая в Киев, Валентина Васильевна первое время всегда останавливалась у меня»

- Светлана Васильевна, вы родились, наверное, когда слава вашей тети уже набирала обороты?

Когда Валентина Толкунова стала популярной на весь Советский Союз, я пошла в первый класс. Страшно гордилась тем, что красивая, стройная певица с длинной косой, которую часто показывали по телевизору, моя тетя. Валентина Васильевна приезжала к нам в Киев, а потом мы вместе с мамой ехали в Полтаву. Там жила родная тетя Валечки Софья Николаевна. К сожалению, ее уже нет в живых. Валентина Васильевна, бывало, гостила в Полтаве вместе со своим сыном Колей и братом Сережей. Мы с мамой наведывались лишь на время. У мамы было много работы. Она закончила Киевскую консерваторию, став достаточно известной певицей. К сожалению, мама рано ушла из жизни. Ей было всего 37 лет…

- Валентина Васильевна не хотела забрать вас в Москву?

— Это было очень сложно, ведь она все время гастролировала. Поэтому я жила в Киеве с бабушкой и дедушкой. Но Валентина Васильевна постоянно следила за тем, как проходит моя жизнь. Если выпадало свободное время, приезжала в Киев. Кстати, обожала этот город. По окончании школы я поступила в московский вуз и жила у Валентины Васильевны. Правда, в Москве так и не осталась. Получив высшее образование, вернулась домой, в Киев.

Помню, когда телефонные разговоры еще не были так доступны, Валечка писала мне письма. Даже находясь на гастролях. Позже звонили друг другу чуть ли не каждый день. Особенно в последнее время, когда тетя была уже больна… Она все сокрушалась, что не может, как прежде, баловать своих близких подарками.

- Любила одаривать?

— Что вы! Без подарков никогда не приезжала. Всегда привозила огромные чемоданы. Причем не только для родственников, но и для друзей. А в Киеве у нее их было огромное количество. К нам на чай обязательно приходили Юрий Рыбчинский, Александр Злотник. Кстати, когда Валентина Толкунова только начинала свою карьеру, в ее репертуаре было много украинских народных песен… Первые годы, приезжая на гастроли в Киев, тетя останавливалась у меня. Позже ее, конечно, принимали как настоящую звезду — в роскошных номерах центральных гостиниц. Правда, при этом она обязательно заглядывала ко мне на чай и говорила, что только здесь по-настоящему отдыхает.

Рассказывали, что во время гастролей к Валентине Толкуновой выстраивалась очередь ее поклонников, которые могли и на жизнь пожаловаться.

— Бывало такое. Валентина Васильевна была очень мягким, заботливым человеком. У нее и голос такой был — ласковый, певучий, никогда ни на кого не накричит. Близкие знали, что она в помощи никому не отказывала. К ней обращались и с материальными проблемами, и Валюша без долгих раздумий давала деньги. Помню, как-то одна поклонница написала ей письмо, в котором рассказала, что бедствует, ей нечего носить. Что вы думаете?! На следующий же день тетя собрала ей посылку, упаковав солидную часть своего гардероба.

«Даже находясь в Боткинской больнице, Валюша еще готовила концерт к 9 Мая»

А ведь платья Валентины Толкуновой были знамениты на весь Советский Союз. Она их специально в Архангельске заказывала.

— Да, ездила туда по нескольку раз в год. У нее там была любимая портниха, которая прекрасно знала вкусы своей знаменитой клиентки. Кстати, красивое кремовое платье, в котором Валентину Васильевну и похоронили, тоже было сшито ею. Писали, Толкунова завещала, чтобы именно в нем ее проводили в последний путь, но это неправда. Валюша до конца не верила в то, что ее болезнь смертельна. Даже врачи решили не говорить ей, что болезнь неизлечима. Об истинном положении знали лишь мы, близкие родственники. Маме Валентины Васильевны тоже решили не говорить.

- Говорят, Толкунова сражалась со страшным недугом до последнего.

— Она до последних дней верила, что победит болезнь, поднимется и еще выйдет на сцену. Даже находясь в больнице, готовила концерт к 9 Мая. Позвонила из клиники Александре Пахмутовой и попросила специально для нее написать песню. Толкунова НЕ готовилась к смерти и никакого завещания, как об этом многие говорили, не писала. Тетя так хотела жить… Где-то за пару дней до смерти в палату к ней пришел директор Льва Лещенко. Валентина Васильевна сразу стала говорить ему, как бы скорее подняться, вновь выйти на сцену.

- Это несмотря на то, что Валентина Васильевна уже лечилась от рака.

— Да, в 2006 году у нее обнаружили страшную болезнь, тетя прошла курс химиотерапии. К сожалению, из-за постоянных концертов, гастролей, не уделяла себе должного внимания. Как мы не уговаривали ее «остановиться», все время отвечала: «Главное для меня — сцена… » Она часто повторяла, что хочет оставить как можно больше своих песен. Одним из последних записала диск духовных песен.

- Помните, последний разговор с Валентиной Васильевной?

— Это было за несколько дней до ее смерти. Она еще была в сознании. Валечка расспрашивала о моих делах, работе, что-то советовала. Говорила: «Я так хочу, Светочка, чтобы у тебя все было благополучно». Знаете, ведь она мне как мама была… Но тогда, во время нашего последнего разговора, у меня не было ощущения, что Валюша прощается. Голос был, правда, необычно тихим. Когда ее увозили в реанимацию, рядом находилась лишь ее мама. Она говорила, что Валюша произнесла: «Мамуля, не переживай, все будет хорошо… » Это страшно, когда переживаешь своих детей…

- Муж Валентины Васильевны журналист Юрий Папоров ушел из жизни практически вслед за ней.

— Да, он давно болел. Валюша забрала его из больницы домой, уже будучи сама нездоровой. Но она решила, что должна его досматривать. Он ушел из жизни буквально через два месяца после ее смерти. Конечно, горе совсем надломило его здоровье. Без Вали он жить не мог.

- Толкунова была счастливой женщиной?

— Думаю, что да, хотя мы никогда не говорили с ней на какие-то уж очень интимные темы. Валентина Васильевна была дважды замужем. Ее первый супруг — знаменитый композитор и дирижер Юрий Саульский, но прожили они недолго. Второй муж стал ей опорой. У них родился сын Коля. Конечно, в жизни разное случалось. Но Валя по натуре была оптимисткой, верила только в хорошее.

- Вы называли ее тетя Валя?

— Просто Валей, Валюшей, так я привыкла с детства.

«Без жемчужной нити Валя никогда не выходила на сцену»

- Роскошные волосы — это ваше фамильное богатство?

— Наверное (смеется). У моей мамы тоже были очень красивые волосы. Достались они по наследству и мне. Сколько помню Валю, у нее всегда была роскошная длинная коса. Моя мама волосы периодически то стригла, то отращивала. А вот Валя говорила, что никогда не изменит своей прическе.

Валентина Васильевна сама признавалась, что времени на хозяйство и обустройство быта у нее практически не оставалось.

- Но что у нее всегда было отменным, так это машины. Валя обожала авто и с молодости была отличным водителем. Последним у нее был огромный серебристый джип, который она водила с удивительной легкостью. Всю жизнь тетя прожила в доме, находящемся в самом центре Москвы. Честно говоря, квартира у Толкуновой была простая, не такая, как положено звезде. Все необходимое было, но шикарной обстановку не назовешь. Сейчас там живет сын Валюши. В гостиной так и остался стоять рояль — большой, на полкомнаты. Именно за ним Валя и разучивала все свои песни.

(На снимке) В детстве Валя и ее мама Евгения Николаевна (крайние справа) часто приезжали в Полтаву к своей родне

Часто приходила Александра Пахмутова, садилась к инструменту и наигрывала новые мелодии. В доме Толкуновой побывали все знаменитые авторы советских эстрадных песен. Если кто-то приходил, тут же накрывали стол, ставили чайник с крепкой заваркой.

- Толкунова любила готовить?

— Ее дом был очень гостеприимным, но готовила в основном мама Валентины Васильевны, которая всегда жила с ней. Гости знали, что, не покушав и не попив чая, из дома Толкуновой уйти невозможно. Валя и сама неплохо готовила. Особенно вкусно у нее получался борщ, в который она непременно клала фасоль. А ее фирменным блюдом считались сырники.

- Валентина Васильевна придерживалась диет?

— Не позволяла себе сладкого и мучного. На эти продукты в ее доме было табу. Любила салатики, которые готовила с потрясающим умением, и фрукты. Могла целый день просидеть на одних яблоках.

Сценические наряды Толкуновой были предметом зависти ее коллег. А в повседневной жизни была переборчива в гардеробе?

— Валюша могла зайти в совершенно рядовой магазин и купить первую попавшуюся вещь. Для тети было совершенно не важно, кто модельер. Иногда покупала вещи, а потом дарила их мне. Фактически до конца своих дней она меня почти полностью одевала. Бывало, звонила, интересовалась: «Светочка, что тебе нужно?» Для нее никогда вещи не были культом. Считала их скорее необходимостью, как, скажем, еду. Даже к бриллиантам относилась очень спокойно. И косметику не любила. Красилась в основном только для сцены. Помню, как ее возмутила одна артистка, сделавшая пластическую операцию. «Зачем? — говорила Валя. — Это совершенно ни к чему. Если уж возраст подошел, никуда от него не денешься… »

- Знаменитые бусинки, вплетенные в косу Толкуновой, были настоящими жемчужинами?

— Конечно. Это была жемчужная нить, которую Валя носила еще с молодости. Для нее это был талисман, без нити она не выходила на сцену. С ней ее и похоронили…

Валентину Толкунову называли душой русской песни и хрустальным голосом советской эстрады. Интересно, что сценический образ артистки (длинные волосы, аристократическая осанка, платье-макси и минимальный набор косметики и украшений) сохранялся на протяжении длительной карьеры.

Валентина родилась в городе Армавире Краснодарского края, но первые полтора года жила в станице Белореченской. Там служил отец Толкуновой, Василий Андреевич, военный железнодорожник. Мама Евгения Николаевна трудилась на железнодорожной станции. Семья прибыла из Забайкалья, хотя отец был родом из Саратовской области. Спустя три года после рождения Вали появился младший брат Сергей, который тоже стал певцом, заслуженным артистом России.

В 1948-ом году семья Толкуновых переехала в Москву. Валентина росла не только в дружной и любящей семье, но и в окружении хорошей вокальной музыки. В доме постоянно играли пластинки , . И Валя выучила их песни и подпевала любимым исполнителям.

В 1956 году девочку приняли в хор Центрального Дома детей железнодорожников. Управлял коллективом Семен Осипович Дунаевский, а педагогом девочки стала Татьяна Николаевна Овчинникова, которая помогла будущей певице освоить азы музыкальной грамоты и познать секреты вокального мастерства.


После школы девушка поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, а затем окончила еще и легендарную Гнесинку. Первым коллективом Валентины Толкуновой был вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66», которым руководил , будущий супруг артистки. Там молодая певица исполняла песни под джазовую музыку, а позднее начала сольную карьеру.

Музыка

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для музыкального сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню, исполненную Валентиной Толкуновой «Стою на полустаночке», напевала вся страна. Певица мгновенно стала знаменитой, а пластинка с музыкальными композициями не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта . Артистка исполнила композицию «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили , . Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с , певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Марка Минкова. А уже с 1973 года Толкунова регулярно становился участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами увидеть выступление любимой певицы вновь.

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на творческих вечерах выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для , но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история.

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене – инструменталиста, композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку и стихи .

Имели огромную популярность песни «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Вечер школьных друзей». Также голос Толкуновой звучал и в саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» певица исполнила композицию «Кабы не было зимы», а в мелодраме «Романс о влюбленных» – «Колыбельную», в комедии «Невеста с севера» – «Пушинку белую».

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой – «Носики-курносики» – особенно полюбилась поклонникам таланта певицы.

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом. Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». За 10 лет в репертуаре артистки появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

Талант Толкуновой требовал новых форм, и в 1986 году из-под пера Ильи Катаева вышла опера «Русские женщины», которая создавалась в расчете на исполнение Толкуновой. Премьера оперы состоялась в концертном зале «Россия». В этом же году артистка дебютировала в полнометражной музыкальной ленте «Верю в радугу» режиссера Виталия Фетисова.

Через год певица организовала Московский театр музыкальной драмы и песни, постановки которого «Брызги шампанского», «Ожидание», «Как быть счастливой» пользовались особой любовью зрителей. Последней концертной постановкой стала сольная музыкальная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая появилась на сцене театра в 2010 году.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями – «Ангел мой», «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура».

Личная жизнь

В первом ансамбле Валентина Толкунова познакомилась с композитором и дирижером , который и стал первым мужем, но этот брак продлился только 6 лет. Сказалась большая разница в возрасте, ведь певице на момент бракосочетания было всего 19 лет, а супругу 37.

Через три года после развода Толкунова на светском вечере в мексиканском посольстве познакомилась с элегантным журналистом-международником Юрием Папоровым. Роман развивался стремительно, и через пару месяцев влюбленные стали мужем и женой. Вскоре родился сын Николай, единственный ребенок Народной артистки. Но женского счастья у Валентины не получилось и во втором браке. Юрий Папоров разъезжал по заграничным командировкам, а в один период отсутствовал дома на протяжении 10-ти лет.


По словам бывшего директора певицы Николая Басина, у Валентины была еще одна романтическая страница в личной жизни, связанная с именем физика Владимира Баранова. Этого человека Валентина называла «мужем от Бога», но покинуть семьи ни он, ни она не решились. С Юрием Папоровым женщина прожила до последних дней жизни, а супруг пережил жену только на полтора месяца.

Валентина Толкунова всегда тянулась к церкви, а позднее воцерковилась. Певица даже приобрела домик недалеко от монастыря, чтобы иметь возможность больше времени уделять церковной службе и молитвам. Кроме того, артистка финансово помогала восстановлению храмов, давая благотворительные концерты.

Болезнь и смерть

Еще в 1992 году у Валентины Толкуновой был обнаружен рак молочной железы. После операции и курса химиотерапии болезнь отступила, но спустя 16 лет все-таки вернулась. А позднее у певицы дополнительно обнаружили опухоль мозга. Валентина Васильевна отказалась вновь ложиться под нож, продолжала гастролировать.


Последний концерт певица дала 16 февраля 2010 года в Могилеве, после него женщина была госпитализирована. С тех пор Толкунова находилась в больнице, но помощь врачей оказалась уже бессильной. 22 марта певица впала в кому и через несколько часов ушла из жизни. Метастазы стали причиной смерти артистки.

Похоронена певица на Троекуровском кладбище, куда сейчас приезжают родственники и поклонники. На могиле рядом со скульптурным изваянием стоит портретное фото певицы.

Дискография

  • 1972 - «Стою на полустаночке»
  • 1974 - «Год любви»
  • 1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
  • 1980 - «У новогодней елки»
  • 1981 - «Если б не было войны»
  • 1986 - «Разговор с женщиной»
  • 1995 - «Я не могу иначе»
  • 1997 - «Я деревенская»
  • 2002 - «Мой придуманный мужчина»
  • 2011 - «Как быть счастливой»

На 64-м году жизни скончалась известная певица Валентина Толкунова. По предварительным данным, причиной смерти народной артистки России стала сердечная недостаточность. Архивные фото

Москва. 22 марта. сайт - Известная певица Валентина Толкунова скончалась в московской Боткинской больнице на 64-м году жизни. Как сообщили "Интерфаксу" в понедельник источники в московских медицинских кругах, причиной смерти, по предварительным данным, стала сердечная недостаточность.

В ночь на субботу Валентину Толкунову, которая уже более месяца находилась в больнице, перевели в отделение реанимации. Тогда же она попросила привести ей священника. В ее палате была проведена процедура соборования.

Около месяца назад певица была госпитализирована в белорусском городе Могилеве, где она находилась на гастролях. Примерно три недели назад Толкунова была переведена в Боткинскую больницу.

Валентина Толкунова боролась с тяжелой болезнью уже не первый год. Несколько лет назад артистке сделали операцию по удалению рака груди и провели несколько курсов химиотерапии. Летом прошлого года она перенесла операцию по удалению злокачественной опухоли мозга.

Певица будет похоронена в среду, 24 марта, на Троекуровском кладбище в Москве, сообщили "Интерфаксу" в творческом объединении "Арт", которое с 1989 года возглавляла певица. "Отпевание состоится в храме Вознесения на Большой Никитской в 10:00, в 12:00 - гражданская панихида в театре Эстрады. После панихиды пройдут похороны на Троекуровском кладбище", - сказали в творческом объединении в понедельник.

Между тем ведущие российские телеканалы почтят память Валентины Толкуновой специальными фильмами. "Смерть Валентины Толкуновой, безусловно, очень печальное событие для многих и многих россиян, и поэтому мы приняли решение сегодня внести изменения в программу и в 20:20 покажем специальный документальный фильм ее памяти", - сообщили в понедельник "Интерфаксу" в дирекции общественных связей Первого канала.

В свою очередь, на телеканале НТВ агентству сообщили, что специальный фильм, посвященный знаменитой певице, будет показан во вторник в 23:35. Почтить память Толкуновой планируют и на телеканале "Россия". "Безусловно, мы скорбим о смерти Валентины Толкуновой и сейчас рассматриваем возможность, как почтить ее память", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе телеканала "Россия".

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким певицы Валентины Толкуновой, скончавшейся в понедельник в Москве на 64-м году жизни, сообщила пресс- служба президента РФ.

В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин также выразил соболезнования родным и близким Валентины Толкуновой. "Ее уход - большая потеря и большое горе. Валентина Васильевна оставила о себе самую добрую память. Она была необыкновенно светлым, обаятельным человеком, замечательной певицей, настоящей любимицей публики", - говорится, в частности, в траурной телеграмме. Путин отметил, что творчество Толкуновой, песни в ее исполнении "всегда несли заряд положительных эмоций и душевного тепла. И потому - их не забудут".

Толкунова в советские годы была исполнительницей многих популярных песен, в том числе "Стою на полустаночке", "Серебряные свадьбы", "Мой милый, если б не было войны".

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 г. в Армавире Краснодарского края. Через год ее семья переехала в Москву. В 1964 г. поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, окончив его в 1976 году. В 1971 г. окончила музыкальное училище им.Гнесиных.

В 1966 г. композитор и дирижер Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр "ВИО-66" и пригласил Толкунову в вокальную группу (сопрано). Пять лет она отдала ансамблю. Сольный дебют певицы состоялся в 1972 г. на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Владимира Шаинского "Ах, Наташа".

С 1973 г. солистка Москонцерта, а с 1987 г. художественный руководитель организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни. В феврале 1986 г. состоялась премьера спектакля "Русские женщины" Катаева, где Толкунова исполняла главные роли. Наряду с дебютом в опере, Толкунова снялась в том же году в фильме-фантазии "Верю в радугу".

С 1989 г. - руководитель театра музыкальной драмы и песни творческого объединения "АРТ", в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей. Заслуженная артистка РСФСР (1979), народная артистка России (1984). Гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле. Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса "Песня года".