По горизонтали
3. Основатель Киренской школы, ученик Сократа
7. Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского
9. Философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума
15. Процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы
20. Космологическая модель, которая утверждает, что Солнце является центром Вселенной, Земли и всех остальных планет, вращающихся вокруг Солнца
23. Философская концепция и мировоззрение, в основе которого лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи в сфере бытия
24. Учение о человеческих ценностях?
По вертикали
1. Один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта
2. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути
4. Ермин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле
5. Как прозвали философов миогарской школы
6. Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма
8. Пространство, которое воспринимает человек своими органами чувств, и прежде всего зрением и осязанием (кажущееся пространство)
10. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии
11. Как называется второй период в истории античной философии (занимает промежуток времени с iii в. до н. э. по v в. н. э.)
12. Самым модным философским течением на Западе в середине XX в. был?
13. Пространство и время, выражающеетеоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира
14. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик фалеса милетского
16. В этом философском учении высшим благом считается наслаждение жизнью
17. Кто основатель кинизма
18. Термин в философии, теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности
19. Как зовут великого древнегреческого философа (470-370 г.г. до н.э.), который был родом из Абдеры?
21. (др.-греч. - «то, что после физики») - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового
22. Оправдания добрых дел Бога называется...
25. Чему Конфуций дал первое наиболее глубокое и значительное определение

Методическая разработка

по дисциплине «Культурология»

«Тематические кроссворды»

для студентов 2 курса, ОГСЭ.06-12,

обучающихся по специальности 101101 Гостиничный сервис

Разработал преподаватель

________________________()

Санкт-Петербург 2012 г

Пособие соответствует Рабочей программе по дисциплине «Культурология» для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 101101 Гостиничный сервис.

В нем представлены основные понятия культурологии как теоретического знания: предмет культурологии, понятие и структура культуры и ее базисные ценности , основные этапы культурогенеза, уникальные исторические этнорегиональные феномены культуры, типология культур, основные тенденции развития культуры России и ее место в системе мировой культуры, персоналии выдающихся представителей отечественной и мировой культуры.

Материал предложен в форме заданий к тематическим учебным кроссвордам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Культурология», и преподавателей в целях повышения эффективности учебного процесса и совершенствования методики преподавания.

Введение

Складывающаяся система гуманитарного образования в техническом колледже требует новых нестандартных форм обучения и повышения его эффективности по разным специальностям и направлениям. Идея издания данного пособия сложилась достаточно давно – в процессе чтения лекций, проведения практических и семинарских занятий за последние 10 лет. Пособие детерминировали различные формы мотивации: прежде всего, игровой и творческий компонент, несомненно повышающий эффективность проведения занятий, оперативная, визуальная форма контроля за выполнением каждого занятия, наконец, вариативность , то есть широта использования кроссвордовой формы заданий. Все эти и другие обстоятельства обусловили настоящую форму учебного пособия .


Итоги методического «кроссвордового» эксперимента говорят о значительном повышении внимания к культурологии и ее проблемам, а также о таком важном моменте, как внимание и бережное отношение к справочной и методологической литературе не только по культурологии, но и по всем предметам гуманитарного цикла. Следует отметить, что достоинством данного издания является формирование мировоззренческих и культурных ориентаций, творческих способностей обучающихся, самостоятельной культуры мышления и речи.

Пособие включает 12 учебных кроссвордов по всем темам курса «Культурология». Общее количество терминов – более 200.

Данное пособие может представлять интерес для всех тех, кто хочет повысить свой интеллект и культурный потенциал в области гуманитарных наук .

Лилия Анатольевна Терсеро ,

преподаватель СПбТК

Кроссворд № 1 по теме «Культура как предмет научного анализа»

По горизонтали

3. это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам

7. (гг) британский этнолог, культуролог, автор 12-томного исследования первобытной культуры

10. немецкий философ и историк, один из сторонников рационалистической модели культуры

12. происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры

14. метод исследования культуры, сторонником которого являлся Франц Боас (гг)

По вертикали

1. (гг) британский философ, социолог и культуролог, один из разработчиков цивилизационной теории

2. культура, синтезирующая лучшие достижения всех национальных культур

4. (гг) немецкий социолог, историк, экономист, автор книги "Протестантская этика и дух капитализма"

6. в культуре это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах

8. материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры

гг) русско-американский социолог и культуролог

13. американский антрополог, сторонница эмпирического метода исследования культуры

Кроссворд № 2 по теме «Первобытная культура»


По горизонтали

1. название пещеры во Франции, где сохранились наскальные изображения палеолитического периода

3. всемирно известное каменное мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, в Англии

9. древнекаменный век

10. время перехода от хозяйства "присваивающего типа" к хозяйству производящего типа

11. наделение природных явлений человеческими качествами, т. е. их одушевление

12. период истории с 7-10 до 8 тысяч лет до н. э., когда человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы

По вертикали

2. органическое слияние разнородных элементов в единое целое

4. ущелье в Западной Германии, давшее свое название древнему виду человека

5. поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественными свойствами

6. вера в способность человека с помощью заклинаний влиять на окружающий мир

7. американский этнограф (гг.), называвший период первобытности "дикостью"


8. вера человека в родственную связь с каким-либо видом животных, растений

13. религиозный запрет

Кроссворд № 3 к теме «Древневосточная культура: Древний Египет»

По горизонтали

2. царь в Египте, "живое божество"

8. площадь в центре города, где размещались рынок, место народных собраний и Сената

9. первый из обжитых римских холмов

12. выдающий государственный деятель республиканского периода, блестящий оратор, юрист и знаток философии

13. видней государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель, убитый заговорщиками на заседании сената

17. размер имущества

По вертикали

3. наиболее известный мастер московской школы иконописи

5. светский портрет

7. высшее божество, источник огня и света

10. народное собрание

Кроссворд № 12 по теме «Петербургский период русской культуры»

(«Золотой» и «серебряный» век русской культуры)


По горизонтали

16. гениальный русский писатель и мыслитель, автор концепции "непротивления злу насилием"

По вертикали

2. художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен ("Бурлаки на Волге", "Заседание Государственного совета", "Запорожцы")

4. театральный и художественный деятель, один из основоположников группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов в Париже"

7. поэт, прозаик, драматург, художник, служил на Кавказе

9. одно из крупнейших направлений в искусстве, проявился в творчестве,

10. прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, один из классиков русской литературы (родился на Полтавщине)

11. русский и советский естествоиспытатель, один из представителей русского космизма

Заключение

В настоящем пособии намеренно нарушено одно из главных требований к составлению кроссвордов: проверяемость каждого слова двумя или тремя словами. По замыслу автора некоторые термины и определения, вошедшие в кроссворды, проверяются только одним словом, что затрудняет их решение.

Для преподавателя предлагается следующая шкала оценок в зависимости от количества правильных ответов:

80 – 100 % - «отлично»;

70 – 80 % - «хорошо»;

50 – 70 % - «удовлетворительно»;

Менее 50 % - «неудовлетворительно».

Среднее время решения одного задания составляет 45 минут. Кроссворды можно использовать в виде домашнего задания, либо в качестве проверочного теста во время проведения самостоятельной работы.

Основное преимущество кроссвордовой формы состоит в оперативном контроле результатов сразу после выполнения задания.

Список использованной литературы

1. , Королев. – СПб.: ПИТЕР, 2010.

2. Емохонова художественная культура. –М.: Академия, 2009.

3. Кравченко. –М.: Академический проект, 2010.

4. Моисеева. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2009.

5. Энциклопедический словарь по культурологии под ред. А.Радугина. –М.: Центр, 2009.

По горизонтали
3. Термин древнегреческих стоиков, обозначающий
4. Следующий за классическим греко-римский этап вразвитии античной философии и культуры, охваты-вающий период от завоеваний Александра Македонского (356 – 3230 до. н.э.)
5. Учение о природе, сущности познания
7. Старший из софистов, автор идеи Человек есть мера всех вещей
8. Совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
9. Как называется второй период в истории античной философии (занимает промежуток времени с iii в. до н. э. по v в. н. э.)
11. Тип античного философского мировоззрения, в основе которого лежат представления о единстве человека, природы и Вселенной
13. Учение о бытии, о его фундаментальных принципах
14. Ученик Платона, отец логики
15. Учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
16. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик фалеса милетского
17. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути
18. Понятие философии Платона, обозначающеепроцесс познания человеком мира посредством вос-поминания бессмертной душой того, что она видела,пребывая в мире идей
19. Искусство вести спор, беседу
22. Древнегреческий философ-досократик. единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, - книга «о природе», состоявшая из трех частей («о природе», «о государстве», «о боге»)
23. Древнегреческое учение, согласно которому мирсостоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие), в ко-торой движутся атомы
24. Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев

По вертикали
1. Ученик Сократа, создатель философский системы
2. Последователь пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания центральный огонь
4. Как называется первый период в античной философии (vii–iv вв. до н. э) связанный со становлением и развитием греческого классического рабовладения
6. Философия природы, умозрительное учение о природе и её целостности
10. Как называется наиболее характерная черта философской мысли эллинистического периода (стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом)
12. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового
20. Термин в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи
21. Поэтическое сочинение гесиода (vii - viii век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе

Кроссворд «Древнегреческие боги»

По горизонтали

4. Муза эпоса


11. Муза танцев




20. Муза астрономии

По вертикали


7. Богиня мудрости и справедливой войны. Считалась покровительницей художественных ремесел, она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам
8. Муза истории


18. Герой, сын бога Зевса


Кроссворд «Древнегреческие боги» (Ответы)

По горизонтали

4. Муза эпоса
9. Почитался древними греками за то, что принес людям огонь, раскрыл им секреты различных ремесел и искусств
10. Герой сказаний древних греков. В героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои
11. Муза танцев
14. Муза любовной поэзии и мимики
17. Муза лирической поэзии и музыка
18. Вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших
19. Царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор
20. Муза астрономии

По вертикали
1. Сын Зевса, бог искусства(прежде всего музыки и пения), а также солнечного света, лучезарный охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец
2. Гора, на которой обитают боги
3. Сын Каллиопы и Аполлона, величайший певец и музыкант. Почитался древними греками, как герой
5. Богиня любви и красоты. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, и обаянию ее красоты покорялись все.
6. Богиня памяти. Мать Муз, рождённых ею от Зевса[
7. Богиня мудрости и справедливой войны. Считалась покровительницей художественных ремесел, она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам
8. Муза истории
12. Муза красноречия и гимнов
13. Покровительница охоты, животных и растительности. Также ее считали богиней луны и часто отожествляли с лунным диском
15. Боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана
16. Бог огня и кузнечного дела
18. Герой, сын бога Зевса

Учитель технологии и истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

Кроссворд по философии, обществознанию и всемирной истории на тему «Античная философия»

По горизонтали:

5. Философский термин, обозначающий трёхступенчатость развития мышления (бытия). Термин использовали Платон и неоплатоники.

6. Исходный пункт философской мысли, исходная ступень познания. Это понятие есть первый вопрос теоретической философии, э то самопознание, а оно есть высшая цель философского исследования.

10. Состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом, соглашением (договоренностью) или самим собой.

11. Термин древнегреческой философии , означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл им «вечную и всеобщую необходимость».

12. Отрезок времени , ознаменованный каким - либо качественным изменением , событиями ; стадия какого - либо процесса (например, в философии).

13. Изделие из луба, бересты, лучины и т.п., служащее для укладки и переноски разных предметов.

15. Древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

17. В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве; свод правил , действующих в определенной области . Термин получил широкое распространение в логике , этике , эстетике и теории познания , в религии .

18. Философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

19. Знающий, толковый человек; благоразумный, рассудительный и послушный человек.

23. Философская категория, выражающее объективную связь мира и характеризующее процесс его познания.

24. Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

25. Античный город, центр философии, он дал миру двух великих людей: Сократа и Платона.

26. Признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.

27. Выражение, оборот речи, наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения.

29. Одна из важнейших категорий китайской философии, обычно так переводится на русский язык.

32. Совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования.

33. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, один из крупнейших представителей стоицизма.

По вертикали:

1. Это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

2. Высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления; нечто совершенное, высшая цель стремлений.

3. Древнегреческий философ и математик из Милета. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии.

4. Немецкий философ , родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

7. Одно из фундаментальных понятий классической греческой философии , оно мыслится в качестве начала неделимости.

8. Древнегреческий философ , ученик Сократа, учитель Аристотеля. Первый философ , чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

9. Первоначало, архэ, первоначальная материальная причина мира в учении Гераклита, именно эта стихия стала первоначалом мира.

14. В самом широком значении - это существование материальных и духовных объектов, это центральное философское понятие, предмет изучения онтологии.

15. Необходимая взаимосвязь между событиями, явлениями и объектами, выраженная в наиболее общей форме. В ф илософии они зачастую выступают в виде концентрированного содержания этих философских систем.

16. В древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.

17. Один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей.

20. Г ород во Фракии, где жили древнегреческие философы Левкипп и Демокрит.

21. Неумный человек, глупец, тупой, непонятливый, безрассудный.

22. Понятие в философии Гегеля, обозначающее момент развития, «в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение».

27. Греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа».

28. В греческой мифологии - великан, сын Посейдона, побеждавший всех в единоборстве, черпая силы при соприкосновении с матерью-землей.

30. Мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

31. Древний город на западном побережье Малой Азии, центр возникновения первой философской школы древней Греции.

Ответы:

По горизонтали: 5. Триада 6. Начало 10. Вина 11. Логос 12. Этап 13. Короб 15. Зенон 17. Канон 18. Этика 19. Умник 23. Общее 24. Наука 25. Афины 26. Вера 27. Фраза 29. Путь 32. Теория 33. Сенека

По вертикали: 1. Сила 2. Идеал 3. Фалес 4. Кант 7. Единое 8. Платон 9. Огонь 14. Бытие 15. Закон 16. Нимфа 17. Книга 20. Абдеры 21. Дурак 22. Снятие 27. Фюсис 28. Антей 30. Атом 31. Эфес