Тема : Морфология . Общее понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Цель урока:

    дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;

    развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

    воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

    компьютер,

    учебник,

    сигнальные карточки,

    мишень.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

    Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)

    А сейчас проверяем Вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся учебники, тетради, ручки, дневники. Все готовы?

    Сейчас мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык. На прошлых уроках мы побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. А кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II.Объявление темы и цели урока.

    Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)

    Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

    Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил:

    Отвечая на вопросы, поднимать руку.

    Не выкрикивать.

    Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

    Первый остров, на который мы попали, состоит из шести частей.

    Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

    Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

    А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

    Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

    Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какая же это часть речи?

    Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

    Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

    А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: слышать, читать, рисовать..

    Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

    К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Смотреть -…, сказать -… , желать - ….

4.Имя числительное

    Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

    Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Физкультминутка.

5.Местоимение

    Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

    Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

    Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

    Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

    Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

    Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

    Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагатель¬ными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

Красивый –красиво

Низ –внизу

Правый –направо

Близкий - близко

    Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

1.Предлог

    Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

    Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

    Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

Физкультминутка.

2.Союз

    А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

    Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

    Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

    Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

    А эти жители страны сами говорят за себя.

Мы, - промолвили частицы, -

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание, сомненье.

Частицы ЖЕ,НИ,ЛИ

    Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

    А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Ух! Ах, эх, ох.

Ух, не вызвали!

    Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

    Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

    А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Тема: Морфология.

Цели: умение отличать самостоятельные части речи от служебных, анализ текста; закрепление орфографических навыков.

Задачи: вспомнить самостоятельные и служебные части речи; перечислить их отличия; уметь видеть художественные средства в тексте, производить виды разборов.

Ход урок

    Организационный момент.

2. Орфографическая работа.

Бессмысленный, разбежались, путаный ответ, угаданная мысль, кованый меч, будто, довольно-таки, непросохшая дорожка, задачи не решены, во время наводнения.

3. Лингвистическая разминка.

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик, б)-ащ-, в)-у, г)-ся, д)-ишь.

Ответы: а) существительное: братик,

б) причастие: слышащий,

в) существительное: сыну, наречие: сбоку,

г) глагол: обиделся,

д) глагол: стоишь.

4. Проверка домашнего задания.

Беседа по теме: «Морфология».

Что такое морфология? (Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).

Сколько в русском языке частей речи? (10)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные, междометия).

Один ученик возле доски работает с карточкой: указывает часть речи каждого слова и распределяет по группам.

Карточка.

Какие самостоятельные части речи не изменяются? (наречие, деепричастие).

Какие части речи изменяются по падежам? (прилагательное, существительное, причастие, местоимение, числительное).

В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных? (не имеют лексического значения, не изменяются, не являются членом предложения).

На доске записаны слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение. Они образовались путем перехода собственных имен существительных в нарицательные. Составьте предложения с данными словами:

Кашемир – город в Индии; кашемир - вид шерстяной ткани;

Эхо, Нарцисс – герои древнегреческих мифов; эхо- отражение звука; нарцисс- цветок;

Пломбир – город во Франции; пломбир - сорт мороженого.

    Комплексный анализ текста (на столах обучающихся тексты с заданием).

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ:

1. Вставьте орфограммы. (копытом, снегу, вороны, расшумелись, невидимкой, дремлет, подвязалася, сосна, долбит, скачет, валит, стелет, бесконечная, убегает, вдаль)

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите тип каждого односоставного предложения. (Еду.(определенноличное) Тихо.(безличное))

3. Какие художественные средства вам встретились. Выпишите примеры из текста. (олицетворение: «дремлет лес», «оперлася на клюку», «убегает дорога»; эпитеты: «серые вороны», «белою косынкой»; сравнение: «словно белою косынкой», «как старушка», «убегает лентой»)

4. Выполните фонетический разбор слова «сказку».

Сказку – 2 слога.

С-[с] – согл.,глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

А-[а] – гласн., ударн.

З -[с] – согл., глух., тверд.

К-[к] – согл., глух., тверд.

У-[у] – гласн., безударн.

6 букв, 6 звуков.

5. Выполните морфемный разбор. (убегает, заколдован)

6. Упражнение 227.

Перепишите. Укажите склонение и падеж существительных, в которых пропущены

буквы.

В одном месте, около плантации, вдоль тропинки лежал толстый ствол упавшего дерева. На стороне, обращенной к деревне, было вырублено несколько фигур. Я отправился из деревни по тропинке. Быстрые реки текут в каждом ущелье. Машина проносилась по возвышенности. В безмолвии погас звенящий зной. Кто-то пробежал по главной аллее. Вошел молодой кондуктор в белом кителе. Костер горит уже огромным пламенем. Поздно вечером проводил Павел гостей. В кабинете Татьяны Марковны стояло старинное, тоже окованное бронзой и украшенное резьбой бюро с зеркалом. Мы вышли с проселка, где ноги вязли в расползавшейся почве, на большое шоссе, ведущее из Ясс в Бухарест.

7. Итоги: - Над какими орфограммами мы сегодня работали?

Что изучает морфология?

Отличие самостоятельных частей речи от служебных?

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: вспомнить сведения о существительном, прилагательном, местоимении, числительном; упражнение 228.

Указать часть речи каждого слова и распределить по группам.

Карточка.

Кавалерия, тут же, копаный, общенародный, слегка, несмотря на, посеян, насчет, мумия, перцовый, понимаю, янтарь, бесплодный, ветреник, вверх, Батюшки! Ох-ох, а, ведь.

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

(С. Есенин)

Стихотворение С. Есенина «ПОРОША».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под к..пытом на сн..гу,

Только серые в..роны

Ра..шумелись на лугу.

Заколдован нев..димкой,

Дремл..т лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подв..залася с..сна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долб..т дятел на суку.

Скач..т конь, простору много,

Вал..т снег и стел..т шаль.

Бе..к..нечная дорога

Уб..га..т лентой (в)даль.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение лицей №1

Открытый урок на тему:

«Повторение по теме «Морфология»

Учитель: Жоржикова

Татьяна Алексеевна

п. Добринка 2014г.

Цель:
    повторить изученное по теме «Морфология»; Закрепить навыки отличия одной части речи от другой; Развитие наблюдательности, умения сравнивать находить лишнее; Развитие речи, воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающему миру.
1. Орг. момент Я очень рада вновь войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших знаний И вместе с вами проведем урок!

И нашим девизом сегодня на уроке будет фраза: «Невозможно без вниманья получить образованье!» Как вы понимаете эти слова? 2. Повторение. Введение в тему урока. (на экране слова. Дети должны самостоятельно сформулировать задание) Пр…бежался, бе…помощный, ярче, (кое) как, (не) счастье.

    Выдели лишнее слово, объясни свой выбор. Выделите окончание в остальных словах. В какой морфеме пропущена орфограмма? Можем ли мы объединить их в одну орфограмму? Чем ещё отличаются слова данного ряда? О каком же разделе языкознания мы сегодня с вами будем говорить? Что изучает морфология? Что такое часть речи? На какие группы мы можем разделить все части речи? Слова какой группы чаще встречаются в нашей речи?
3. Работа по теме урока. Перед вами таблица. Попробуйте сформулировать основные цели и задачи, которые мы должны выполнить сегодня на уроке?

Часть речи

А подсказкой в заполнении таблицы нам послужит данный текст. (текст высвечен на экране, а также у каждого на парте) 4.Физкультминутка (учитель читает текст о весне на фоне тихой музыки, обучающиеся в процессе выполняют упражнения) 5. Работа с текстом.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорел..сь солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздух… притихш..го утра. За ней метнулась другая, третья. Син.. стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунь... У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги раст…т подсолнух. Он привлека…т к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собира..т до пяти килограммов меда.

    Чтение текста. Работа в группе: докажите, что перед вами текст; определить тему, основную мысль, тип и стиль текста. Найдите в тексте средства художественной выразительности и укажите их роль. Индивидуальное задание: синтаксический разбор выделенного предложения в тексте) Работа с классом: какую работу с текстом мы ещё должны провести? Что объединяет эти пропущенные орфограммы? От чего зависит их написание? Какую первую подсказку принесло нам это задание? (о каких частях речи мы будем говорить и заполнять в таблице)
6.Работа группы. Оценивание. 7.Мы с вами определили, что должны повторить такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол. Работа в парах по рядам: найти в тексте определенную часть речи и определить их морфологические признаки. 8. Заполнение таблицы в тетрадях и у доски. 9. Подведение итогов урока, оценивание работы.

Класс: 10

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
    • учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
    • учить по грамматическим признакам определять часть речи;
    • учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
    • учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
    • учить применять на практике знание орфоэпических норм;
    • учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
    • учить формулировать проблему по предложению.
  • Развивающие :
    • развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
    • развивать навыки правильного произношения слов;
    • развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  • Воспитательные :
    • воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
    • воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.

Оснащение урока:

Доска – тема урока: «Повторение. Морфология»; предложение для синтаксического разбора, предложения для анализа.
Дидактический и раздаточный материал – микротексты для орфоэпической разминки

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент

II. Мотивация и целеполагание

– Какие разделяя науки о языке изучают слово?(Лексикология, морфемика, словообразование, морфология, орфография.)
– Что изучает «Морфология»?


(Предлог, союз, частица.)

III. Основная часть

1. Орфоэпическая разминка

Учитель: Прочитайте микротексты, обращая внимание на произношение выделенных слов (Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
  • Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

(Заучивать произношение слов.)

2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи

Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
– подтверди
Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
сложных
Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
– США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
– (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
– (на) политическую (зрелость)
Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
– наречие
Определите часть речи слова между – 9 часть
– производный предлог
Найдите краткое причастие – 10 часть
– отстранён
Определите часть речи слова что – 10 часть
– подчинительный союз
Найдите указательное наречие – 11 часть
– там

Релаксация (физкультминутка)

3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло . Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

IV. Подведение итогов урока

– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли? (Морфологии)
– Что такое «Морфология»? (Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
– На какие группы делятся все части речи? (Все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение, категория состояния.)
– Какие части речи относятся к служебным? (Предлог, союз, частица.)

Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?

V. Домашнее задание

  • Придумайте интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.)
  • Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном нами предложении (без комментариев к позиции автора)

Тема:

Цель урока:

· учить детей распознавать части речи в тексте;

· развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

· воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

· учебник,

· компьютер,

· сигнальные карточки,

· мишень,

· микрофон.

Тип урока:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

· Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).

· А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.

· Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.

· Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

· Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).

· Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

· Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)

· Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?

· Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

· Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил:

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

· Первый остров состоит из шести частей.

· Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

· Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

· А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

· Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.

· Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

· Следующая страна острова - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи?

· Правильно, это имя прилагательное.

· Работа с учебником (стр.158)

· Имя прилагательное - это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

· Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;

· холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;

· ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.

· Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

· А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.

· Да, действительно это глаголы.

· Работа с учебником (стр.158)

· Давайте сформулируем правило. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

· Замените словосочетание одним словом с тем же значением.

· Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…

4.Имя числительное

· Игра « Три»

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» -

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых... ДВЕ.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду:

раз, два, ... МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Недавно поезд на вокзале

Назовите числительные.

- Снаряжение . (Метод «Микрофон ») - устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.v

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме: "Морфология" 7 класс»

Урок-путешествие

по теме:

"Морфология"

7 класс

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.

Цель урока:

    учить детей распознавать части речи в тексте;

    развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

    воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • компьютер,

    сигнальные карточки,

  • микрофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

    Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).

    А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.

    Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.

    Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II. Объявление темы и цели урока.

    Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).

    Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

    Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)

    Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?

    Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

    Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил:

1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

III .Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

    Первый остров состоит из шести частей.

    Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

    Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

    Работа с учебником (стр.158)

    А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

    Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.

    Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

    Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи?

    Правильно, это имя прилагательное.

    Работа с учебником (стр.158)

    Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

    Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;

    холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;

    ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.

    Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

    А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.

    Да, действительно это глаголы.

    Работа с учебником (стр.158)

    Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Замените словосочетание одним словом с тем же значением.

    Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…

4.Имя числительное

· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

· Работа с учебником (стр. 158)

· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

· Игра « Три»

Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» -

Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых... ДВЕ.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду:

раз, два, ... МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, второй, но лучше...ПЯТЬ.

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Назовите числительные.

Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?

- Снаряжение . (Метод «Микрофон ») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.

5.Местоимение

    Посмотрите, опять криптограмма:

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

    Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

    Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

    Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.

· Работа с учебником (стр.158)

· Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

    Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

    Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие.

    Работа с учебником (стр. 158)

    Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

    А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый – красиво

Низ – внизу

Правый – направо

Близкий - близько

    Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

Физкультминутка для пальцев.

Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.

1.Предлог

    Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

    Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

    Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

2.Союз

    А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

    Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи?

    Работа с учебником (стр.158)

    Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

    Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

    А эти жители страны сами говорят за себя.

    Записать стихи, вывести правила написания частиц.

Раздельно пишем бы, же, ли!

«На небе месяц вышел ли?

К утру бы снегу намело,

И как же было бы светло!»

(О. Кургузова)

Вначале-то запомни-ка пока:

Через дефис пиши частицы –то и –ка:

«А ты-то не забыл перед едой

Мыть руки кипячёною водой?

Помой-ка руки – ты играл в футбол –

И лишь потом садись за стол».

(О. Кургузова)

Работа с учебником (стр.158)

    Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

    А кто скажет название второго острова? (Служебные части речи)

3.Междометие

Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

Ж,Ж, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..

(Т. Собакин)

Работа с учебником (стр.158)

· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

    Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

    А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 168.

V. Подведение итогов урока. Релаксация.

Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Счастливого плавания!!!