Сообщение про рыб для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про рыб для детей 1,2 классов может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про рыб

Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

В зависимости от питания рыбы бывают:

  • растительноядные , которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как : лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие.
  • хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие.

В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских.

Речные рыбы

Морские рыбы

  • Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
  • Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
  • Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
  • Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
  • Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
Сколько живут рыбы?

Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет!
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.

В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

Н. Сладков. Птицы весну принесли

«Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку».

Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

— А я ждал, пока мой дом подрастет.

— Как это, дом подрастет?!

— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

«- Грач, ты небось на пожар летел?

— Почему это – на пожар?

— Да у тебя нос закопчённый!

— Почему это – закопченный?

— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

Занимательная задача 6. Секрет соловья

Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

(Н. Сладков. Соловей)

Любознательным: интересные факты о соловьях весной

В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

Э. Шим. Соловей и воронёнок

«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

— Так глянь. Я и есть Соловушко!»

Мультфильм о птицах весной

А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

ПРОГУЛКА ТРЕТЬЯ

ПРИРОДА ВЕСНОЙ

Встреча 44. КАК МЕНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ РЫБ ВЕСНОЙ?

Ты узнаешь, что весной у рыб происходит нерест - период размножения.

Вспомни! Как зимуют рыбы?

О важных событиях в весеннем жизни рыб рассказывает наш друг - Карасик Золотенко:

Только на водоемах растает лед, прогреется вода, рыбы поднимаются со дна водоемов ближе к поверхности. Скоро начнется период размножения - нерест. Рыбы ищут укромные места для откладывания икры. Любят чешуйчатые выбирать тихие заводи под берегами, или заросли густой водной растительности. То есть места, где нет бурного течения, которое могло бы смыть икру. Сазаны, речной окунь, сом лучших мест для нереста не выискивают: размножаются там, где живут.

Сазан Речной окунь Сом

У многих рыб во время нереста значительно изменяется внешний вид. У самцов наших обычных речных рыб - лещей, ярче окраска, меняется даже форма тела!

Первыми идут на нерест щуки, сразу как закончится ледоход. Потом наступает время нереста у леща, плотвы, окуня. Когда хорошо прогреются водоемы, пойдут на нерест

карпы, караси и лини.

Щука Лещ Карась

В основном после нереста рыбы не заботятся о своих будущих потомков, роняя икру на произвол судьбы. Но это не касается сома. Сом на дне водоема выкапывает небольшую ямку для икринок. А потом самец и самочка охраняют ее. Мальки речных рыб держатся стайками и в основном обходятся без опеки взрослых. Мальков бывает очень много, но взрослеют не все. В течение «детства» на мальков отовсюду ждет опасность: пересыхание и загрязнение водоемов, охота на них хищных рыб и зверей.

Памятка друга природы

Период размножения - нерест - особенно важный для жизни рыб. От того, как он пройдет, зависит численность рыбы в наших водоемах! Во время нереста вылов рыбы запрещен!

Фотозагадка. Узнай рыбу.

Задание для друга природы.

Подготовь вопросы и ответы для телеигры «самый Умный» о жизни рыб весной.